Расстройство личности у подростков - лечение и профилактика - Клиника аддиктологии В.Я. Готлиб в Москве
Позвонить Заказать звонок

Наши специалисты

Готлиб Вероника Яковлевна

Врач психиатр-нарколог
высшей категории

Подробнее

Агибалова Татьяна Васильевна

Доктор медицинских наук, сертифицированный психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, сертифицированный транзактный аналитик (СТА), член Европейской ассоциации трансактного анализа (ЕАТА)

Подробнее

Портнова Анна Анатольевна

Доктор медицинских наук, ведущий специалист в области детской и подростковой психиатрии
Стаж работы 35 лет

Подробнее

Сиволап Юрий Павлович

Профессор кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФНМО Медицинского института РУДН, Москва.
Стаж работы — более 35 лет

Подробнее

 

 

Расстройства личности характеризуются устойчивыми моделями поведения, мышления и восприятия окружающего мира, которые значительно отклоняются от ожиданий социума. Эти отклонения проявляются во многих аспектах жизни ребенка и часто приводят к конфликтам, трудностям с учебой и адаптацией в обществе.

В подростковом центре аддиктологии Готлиб:

  • Применяем комплексный подход к диагностике и лечению расстройств личности, включающий как индивидуальную терапию, так и групповые занятия, целью которых является развитие социальных навыков и повышение адаптационных возможностей юных пациентов.
  • Тщательно анализируем каждый случай, сотрудничаем с родителями и школой, чтобы создать стабильную поддерживающую среду, способствующую улучшению психического состояния и восстановлению социальной функции.
  • Специалисты обладают высокой квалификацией и постоянно повышают свою профессиональную компетенцию, следуя самым современным методам лечения и рекомендациям ведущих экспертов в области психиатрии и психологии.

Основные признаки расстройства личности

Симптомы весьма разнообразны, но существует ряд признаков, которые указывают на наличие проблемы:

  • Затруднения в социальной адаптации, включая построение и поддержание межличностных отношений.
  • Частые и непредсказуемые изменения настроения, которые связаны как с внутренними причинами, так и с внешними обстоятельствами.
  • Склонность к импульсивным поступкам, перепады настроения, недостаток контроля над своими желаниями и действиями.
  • Проблемы с учебой и вниманием, включая невысокую мотивацию к обучению и частые конфликты с учителями и одноклассниками.
  • Стремление к риску, в том числе эксперименты с психоактивными веществами.

Классификация заболевания

Расстройства делятся на несколько групп в зависимости от доминирующих черт характера и поведения.

 

Группа А — Отчужденные расстройства личности

Характеризуются общим недоверием и отчуждением от окружающих:

  • Параноидное расстройство: непрекращающееся ощущение подозрительности и недоверия к другим.
  • Шизоидное расстройство: отсутствие интереса к социальным отношениям, предпочтение одиночества.
  • Шизотипическое расстройство личности у детей: эксцентрическое поведение, странные убеждения и мысли.

Группа В — Драматические расстройства личности

Проявляются через эмоциональную нестабильность и непредсказуемость:

  • Антисоциальное расстройство: игнорирование правил и норм, агрессивность, неспособность к эмпатии.
  • Пограничное расстройство: интенсивные и нестабильные межличностные отношения, частые изменения настроения.
  • Истерическое расстройство: глубокая потребность во внимании, театральное поведение, влияние настроения на мысли и действия.
  • Нарциссическое расстройство: чрезмерная самолюбование, занятость собственными достижениями и недостаток сочувствия к другим.

Группа С — Тревожные расстройства личности

Связаны с чрезмерной тревогой и страхами:

  • Избегающее расстройство: постоянный отказ от  общения из-за страха быть отвергнутым.
  • Зависимое расстройство: чрезмерная необходимость в уходе и поддержке, что ведет к пассивному и подчиненному поведению.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство: застревание на деталях, стремление к порядку и контролю до такой степени, что это мешает нормальной жизнедеятельности.

Поддержка и терапия, направленная на уменьшение симптомов и улучшение социальной функциональности, являются ключевыми компонентами нашего подхода к помощи несовершеннолетним пациентам.

Причины подростковых расстройств 

Причины не ограничиваются одним только наследственным фактором или влиянием окружающей среды, а представляют собой результат взаимодействия различных аспектов, которые влияют на развитие человека в подростковом возрасте. 

  • Генетическая предрасположенность

Научные исследования показывают, что в некоторых случаях предрасположенность к расстройствам личности может передаваться по наследству. Это не значит, что проблемы неизбежны, но наличие истории психических заболеваний в семье увеличивает риск их возникновения.

  • Социально-психологические факторы

Подростковый возраст — это период значительных эмоциональных изменений. Опыт, полученный в этот период, особенно в случаях травматических событий или недостатка внимания и поддержки со стороны близких, оказывает серьезное влияние на психику.

  • Воспитание и окружение

Стиль воспитания и атмосфера в семье играют ключевую роль в формировании личности. Непостоянное или чрезмерно критическое отношение, отсутствие стабильности и поддержки могут стать катализаторами патологии.

  • Нейробиологические аспекты

Исследования в области нейробиологии указывают на то, что изменения в структуре и функционировании мозга, особенно в части, отвечающей за регуляцию эмоций, влияют на поведенческие модели.

  • Прошлые и настоящие психопатологии

Психопатологии, возникшие в детском возрасте, могут продолжать влиять на подростка и перерасти в расстройства психического здоровья. 

 

Работа специалистов подросткового Центра аддиктологии Готлиб в Москве направлена на комплексное изучение всех этих факторов у каждого подопечного. Разрабатываем индивидуальные терапевтические программы для восстановления и гармонизации личности, а также предотвращению дальнейшего развития патологий.

Диагностика расстройств личности у подростков

Сложность дифдиагностики заключается в том, что поведенческие проявления нередко совпадают с типичными для данного возраста особенностями. Основные шаги, которые предпринимает специалист для корректной постановки диагноза:

  • Оценка взаимодействий в семье, анализ ситуации в учебном учреждении и определение настроений подростка.
  • Сбор анамнеза, включая семейную историю психических болезней, чтобы определить возможные генетические и средовые факторы.
  • Обследование физического здоровья с целью исключения соматических причин симптоматики.
  • Тест на расстройство личности у подростков.
  • После исключения физических заболеваний пациент получает направление к детскому психиатру или психотерапевту.

Первая помощь и поддержка

Родителям и близким важно знать, как оказать первую поддержку:

  • Успокоить и убедить подростка, что он не несет вины за свои трудности, и что все поправимо. 
  • Подчеркнуть, что его состояние — это заболевание, которое можно вылечить.
  • Обсудить с ребенком его переживания, выявить возможные факторы стресса.
  • Задать открытые вопросы о том, что ребенок чувствует и как его эмоции влияют на повседневную жизнь.
  • Избегать тем, которые вызывают у подростка чувство стыда или вины.
  • Напоминать о возможности положительных изменений и исцеления, что создает надежду и уверенность в будущем.

 

Своевременное обращение к специалисту существенно снижает риск хронизации заболевания и развития сопутствующих болезней.

Осложнения заболевания

Понимание потенциальных рисков и их раннее предотвращение является ключевой задачей специалистов и взрослых в окружении ребенка.

  • Конфликты и трудности адаптации в коллективе.
  • Затруднения в установлении и поддержании стабильных и здоровых отношений в семье и среди сверстников.
  • Сложности в принятии социально приемлемого поведения, влекущие за собой риск асоциальных действий.
  • Проблемы с самооценкой и самовосприятием, приводящие к длительным внутренним конфликтам.
  • Повышенный риск развития зависимостей, включая алкоголизм и подростковую наркоманию.
  • Вероятность возникновения игровой зависимости и других форм патологического поведения.
  • Усугубление проблем с регуляцией эмоций, что приводит к попыткам суицида или самоповреждениям.

Лечение расстройств личности в подростковом возрасте

Медикаментозное лечение

Хотя лекарственные препараты не могут «вылечить» расстройство личности, они значительно уменьшают выраженность симптомов и повышают качество жизни ребенка. Медикаментозное лечение часто используется для стабилизации настроения, уменьшения тревожности и купирования сопутствующих расстройств, например, депрессии или психозов. В арсенале врачей:

  • Атипичные антипсихотики;
  • Антидепрессанты, включая ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (ИОЗСН);
  • Препараты для коррекции нарушений психической деятельности, включая бензодиазепины;
  • Нормотимики, которые помогают стабилизировать настроение.

Психодинамическая терапия

Психодинамический подход помогает разобраться в глубинных причинах поведения, а также в отношениях и конфликтах, которые могут быть связаны с внутренними переживаниями и прошлым опытом. Терапевт работает с несовершеннолетним пациентом, чтобы распознать и обработать неосознаваемые конфликты, влияющие на его текущее поведение.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

КПТ направлена на изменение негативных моделей мышления и поведения. Подростку помогают осознать и переосмыслить негативные мысли и убеждения, обучая его новым, более адаптивным способам реагирования на различные ситуации.

Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)

Этот вид терапии особенно эффективен для тех, кто страдает от пограничного расстройства. ДПТ обучает навыкам управления эмоциями, межличностному общению, терпимости к стрессу и регуляции внимания.

Групповая терапия

Групповые сессии дают возможность общения с другими пациентами, кто сталкивается с подобными проблемами. Они способствуют развитию социальных навыков и учат контролю реакций, выражения мыслей и чувств.

 

Профилактика расстройств личности в подростковом возрасте 

Поддержание стабильного распорядка дня, включая достаточный сон и время для отдыха, создает предсказуемость и чувство контроля, снижая уровень стресса.

Поощрение занятия хобби и других увлечений улучшает  настроение и самооценку повзрослевшего ребенка, а также способствует развитию навыков и талантов.

Регулярные умеренные физические нагрузки, включая прогулки на свежем воздухе, улучшают физическое здоровье и способствуют выработке эндорфинов, которые положительно влияют на психическое состояние.

Положительная и поддерживающая атмосфера в семье,  минимизация конфликтов и агрессии — все это значительно снижает стресс и предотвращает возникновение психических проблем.

 

 

Поддержка специалиста поможет в профилактике развития серьезных расстройств и обеспечит подростку необходимые навыки для здорового взросления.

Расстройство личности у подростков — лечение и профилактика:
стоимость консультации в Москве

Наименование услуги

Стоимость

Записаться

Прием, осмотр, консультация директора центра, врача-психиатра-нарколога (Готлиб В.Я.) (Код:B04.036.002) первичный - 90 мин.

10000 RUB

Прием (консультация) врача-психиатра к.м.н. Даниловой Л.Ю. (Код:B04.035.002) - 60 мин.

9000 RUB

Прием (осмотр, консультация) врача-психотерапевта* (Код:B04.034.002) - 60 мин.

6000 RUB

Семейное психотерапевтическое консультирование* (Код:B04.034.002) - 55 мин.

8000 RUB

Прием (осмотр, консультация) медицинского психолога* - 50 мин.

5000 RUB

Автор материала:
Портнова Анна Анатольевна

Рейтинг врача:

Доктор медицинских наук, ведущий специалист в области детской и подростковой психиатрии

Является ведущим специалистом в области детской и подростковой психиатрии. Имеет богатый клинический опыт. Является президентом Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику

Записаться

Записаться на консультацию к врачу




    Нажимая на кнопку "Отправить заявку" я подтверждаю свою дееспособность и что мои могут быть сохранены и обработаны

    Читайте также

    17.12.24

    Как отучить подростка от вейпа

    14.11.24

    Что делать, если ребенок наркоман

    18.05.23

    Cеминар «Подростковые зависимости»

    Преимущества

    Профильность

    Ориентированы на работу с пациентами детско-юношеского возраста, опираясь на опыт и знания в этой области.

    Комплексность

    Проводим работу со всей семьей в разных плоскостях и направлениях обеспечивая высокий уровень комплексной медицинской и психологической помощи.

    Индивидуальность

    Формируем программу исходя из запроса и потребностей конкретной семьи с учетом возрастных и психологических особенностей пациента.

    Уникальность

    Апробированная уникальная программа, составленная с учетом психофизиологических особенностей подростков.

    Анонимность

    Анонимность и конфиденциальность — необходимое условие для создание безопасности наших пациентов в детской наркологии.

    Отзывы

    Екатерина

    2023-08-16 15:49:31

    Всем добрый день. Сегодня я хочу передать слова благодарности руководителю РЦ, Веронике Яковливне и её команде. Когда в моей семье случилось несчастье и я узнала, что мой сын наркоман и алкоголик, я обратилась за помощью. Профессиональные и отзывчивые работники РЦ Вероники Яковлевны вернули мне моё здравомыслие и душевный покой. И мой сын узнал, что можно жить счастливо в трезвости и получил знания и инструменты, для того, чтобы вести здоровый образ жизни. Дай Бог побольше таких людей, как в этом реабилитационном центре!!!

    Варвара

    2023-08-17 13:39:42

    Низкий поклон Веронике Яковлевне Готлиб и ее команде талантливейших специалистов. Самый тяжелый период позади - сын смог взять ситуацию под контроль и вернуться к реальности. Постепенно завел новых друзей в реабилитационной группе. Начал играть на гитаре. Хочет написать сборник песен для подростков. Глядя, как у него горят глаза и сколько идей и мыслей на будущее, я верю, что срывов не будет.

    Ольга

    2023-08-22 14:09:14

    Будучи матерью троих детей оказалась совершенно не готова к тому, что пубертат у младшей будет сопряжен с тяжелейшими проблемами. Все понятно - половое созревание, гормональные перепады, но разговоры о смерти меня откровенно пугали. Не заставила себя ждать и первая попытка суицида. Второй ждать не стали - обратились за помощью к Веронике Яковлевне. Лечиться пришлось несколько месяцев, но сейчас уже все позади. Всем родителям рекомендую из личного теперь уже опыта - не затягивайте, если возникают такие проблемы или даже их признаки - в тот же момент обращайтесь к специалистам.

    Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.- лечение детской наркомании https://v-gotlib.ru/wp-content/themes/Gotlib/assets/img/icons/logo.svg Центр детско-юношеской аддиктологии В.Готлиб info@v-gotlib.ru +7 (495) 105-57-25
    Серебряническая набережная, 27
    Москва, 109028