Семейное консультирование - Центр детско-юношеской аддиктологии Готлиб В.Я.

Семейное консультирование

Взаимоотношения родителей и детей, а также общая атмосфера в семье оказывает большое влияние на развитие и формирование личности. Именно поэтому психологи уделяют особое внимание детско-родительским отношениям, которые в дальнейшем во многом определяют поведение взрослого человека. Первым направлением, которое стало говорить о влиянии семьи на развитие личностных качеств ребенка, был классический психоанализ. Психологи Б. Боулби и М. Эйнсоворт создали теорию, согласно которой люди, ухаживающие за ребенком, дают ему ощущение надежности, безопасности окружающего мира. Эти чувства являются основополагающими дельнейшего гармоничного развития личности.


Поэтому ученые уделяют много времени изучению детско-родительских отношений, что позволяет выявить условия, необходимые для формирования здоровой, полноценной личности. Диагностика детско-родительских отношений проводится в центре детско-юношеской аддикторолии В. Готлиб. Здесь работают опытные специалисты, которые помогут определить основные нарушения в семье и откорректировать проблему.

Наши специалисты

Готлиб Вероника Яковлевна

Врач психиатр-нарколог
высшей категории

Записаться

Чудаева Александра Айваровна

Врач — психотерапевт, стаж работы 7 лет

Записаться

Давыдкова Ада Александровна

Врач — психотерапевт, стаж работы более 20 лет

Записаться

Данилова Людмила Юрьевна

КМН, Доцент, врач-психиатр, стаж более 30 лет

Записаться

Классификации

На отношения детей и родителей влияет множество
разнообразных факторов. Чтобы помочь семье справиться с проблемой,
психотерапевт обязан изучить причины ее возникновения как с позиции взрослого,
так и с точки зрения ребенка.

Существует следующая классификация детско-родительских отношений:

  1. Безусловное принятие. В том случае негативное поведение ребенка приводит к отрицанию его значимости. Родители любят отпрыска со всеми его достоинствами и недостатками. Такое отношение создает у малыша уверенность в себе и собственной безопасности.
  2. Условное принятие. Здесь ребенок борется за любовь и признание родителей с помощью успехов, личных достижений, хорошего поведения, непрекословного послушания. В таких семьях ребенок растет в постоянной тревоге, ведь ему все время приходится жить в напряжении, следить за поведением, чтобы не расстроить маму и папу.
  3. Амбивалентное отношение. Родители постоянно испытывают к малышу противоречивые чувства. Когда ребенок провинился, на него направлена вся агрессия. В остальное время взрослые чувствуют себя виноватыми, пытаются искупить вину, проявляя повышенную заботу, чрезмерное внимание.
  4. Индифферентное отношение. В таких семьях родители не испытывают к ребенку каких-либо позитивных чувств, стараясь по максимуму дистанцироваться.
  5. Скрытое отвержение. Родители постоянно недовольны своим ребенком, игнорируют его чувства, хотя стараются исправно выполнять свои родительские обязанности.
  6. Открытое отвержение. Взрослые не скрывают свою нелюбовь к малышу, часто проявляют агрессию, унижают, применяют жестокие наказания, пренебрегают детскими нуждами.

Существует отдельная классификация отношений ребенка к
родителям. В ней различают 4 основных позиции:

  1. «Вы любите меня, и я люблю вас». Малыш полностью доверяет родителям, сильно привязан к ним и всегда стремится к взаимному сотрудничеству.
  2. «Родители живут только ради меня». У таких детей самооценка зашкаливает. В большинстве случаев они растут эгоистами, пытаются манипулировать другими членами семьи.
  3. «Я сделаю все, чтобы мама и папа меня любили». Малыш не чувствует себя любимым, видит, что родители недовольны им. Поэтому ребенок всеми силами пытается угодить взрослым, сделать все, чтобы мама с папой полюбили его.
  4. «Я вам не нужен, не трогайте меня». Ребенок не ощущает заботы, любви мамы и папы, дистанцируется от них, проявляя враждебность и агрессию.

Диагностика детско-родительских отношений

Взрослые обращаются за помощью психолога, когда они не в состоянии самостоятельно разрешить проблемы в отношениях с собственными детьми или у ребенка появились трудности в общении, обучаемости. В большинстве случаев психологическая помощь необходима всем членам семьи, при этом специалист обязан сначала выяснить первопричины напряженности. Для этого проводится комплексное диагностическое обследование, во время которого используются различные психологические методики, разработанные ведущими специалистами психотерапевтами. Психодиагностика старших школьников поможет понять, каких стилей общения и методов воздействия придерживаются взрослые и как сам ребенок реагирует на такое отношение.

Работа с подростками

Чтобы специалист смог увидеть семью глазами ребенка, во время работы он использует специальные методики, позволяющие детально изучить детско-родительские отношения в непринужденной, игровой обстановке.

Во время работы с детьми используются такие общепризнанные эффективные методики:

  1. Метод Р. Жиля. Позволяет оценить отношение ребенка к семье. Для этого врач предлагает пациенту рассмотреть картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Ребенок должен выбрать и показать свой случай.
  2. Тест Бене и Антони, который адаптирован отечественными психологами Анисимовой и Лидерсом. Он поможет диагностировать эмоциональную атмосферу внутри семьи. Пациентам предлагается 20 фигурок, седи которых нужно отобрать своих родителей, после чего в игровой форме соотнести с ними предложенные утверждения.
  3. Опросники Шафера, Марковской и пр. Здесь ребенку необходимо оценить степень верности предложенных положений.
  4. Методика А. И. Зарова. Помогает выявить степень идентификации ребенка с родителями, особенности отношения к ним.
  5. Тест КРС. Пациенту предлагается нарисовать семью, после чего побеседовать с ней. Специалист внимательно изучает расположение и занятия персонажей, обращает внимание на то, как изображен каждый из членов семьи, как ведет себя ребенок в процессе работы. Такое тестирование помогает врачу понять, как ребенок воспринимает членов семьи и каким видит себя в ней.

Работа с родителями

Чтобы специалист смог выявить специфику семейного
воспитания, он предлагает и родителям пройти тестирование, во время которого
могут применяться такие опросники:

  1. PARI. Позволяет составить семейный портрет в первичном приближении.
  2. АСВ. Помогает диагностировать психологические отклонения в семье.
  3. ОРО. Дает представление о родительских чувствах и стереотипах в поведении.
  4. Опросник Маковской. Помогает увидеть взаимодействие в семье с точки зрения взрослых и ребенка.

В процессе диагностики психологи часто прибегают к методике А. О. Карабановой. Ее суть заключается в том, чтобы взрослый продолжил незаконченные фразы о ребенке и своему отношению к нему. Этот тест позволяет оценить позицию автора, касающуюся детско-родительских отношений.

Типы воспитания

После диагностирования детско-родительских отношений специалисту становятся очевидны семейные особенности. В психологии чаще всего встречаются 4 типа воспитания, к которым относятся:

  1. Диктат. Для воспитания взрослыми используются жестокие методы: насилие, приказы. Родители подавляют ребенка, а когда он сопротивляется, применяют угрозы, наказание, принуждение. В таких семьях дети вырастают неуверенными, беспринципными, несамостоятельными, безынициативными.
  2. Опека. Малыш окружен заботой, гиперопекой. Взрослые стараются удовлетворить все его желания, максимально оградить от трудностей. В подростковом возрасте такое поведение родителей становится причиной бунта подростка, который всеми силами пытается избавиться от контроля и начать жить реальной жизнью. Становясь взрослыми, такие люди тоже нередко оказываются дезориентированы по жизни. Им сложно справляться с повседневными трудностями, взаимодействовать с социумом.
  3. Невмешательство. Родители дистанцировались от ребенка и практически не участвуют в его воспитании. С малых лет он предоставлен сам себе и решает возникающие проблемы без помощи мамы, папы. Такие дети вырастают самостоятельными, но они не доверяют другим людям, часто живут в одиночестве, не в состоянии построить нормальные отношения.
  4. Сотрудничество. Взрослые относятся с уважением к ребенку, воспринимают его как равноправную личность, позволяют действовать самостоятельно, но в случае необходимости, всегда приходят на помощь. В семье все участники поддерживают друг друга, много времени проводят вместе. При таком воспитании ребенок вырастает уверенным в себе, и полностью готовым к плодотворному общению.

Основные нарушения, наблюдаемые в семьях

Если родители обращаются за помощью психолога, это говорит о том, что в их отношениях с детьми возникла дисгармония, которую невозможно устранить самостоятельно. Основные нарушения, наблюдаемые в детско-родительских отношениях, такие:

  1. Гипоопека. Взрослые не уделяют своему ребенку достаточно внимания, в большинстве случаев ограничиваются лишь формальной заботой. В крайних случаях малыш предоставлен сам себе. Он растет безнадзорным и вынужден самостоятельно справляться с возникающими проблемами.
  2. Гиперопека. Малыш окружен чрезмерной заботой, все его желания тотчас исполняются, за проступки и непослушания он никогда не наказывается. Родители при этом полностью контролируют жизнь своего чада, стараются максимально оградить от трудностей.
  3. Противоречивое воспитание. Родители предъявляют ребенку несовместимые требования либо резко меняют свое  поведения в случае развода, рождения второго ребенка и пр.
  4. Повышенная ответственность. Малышу предъявляются требования, которым он не в силах соответствовать. К примеру, от ребенка требуют ежедневно получать только высокие оценки, быть лучшим в каком-либо виде спорта и т. д.
  5. Жестокое обращение. Малыша наказывают за каждую его ошибку, приписывают ему всевозможные негативные качества, при этом поощрение в семье никогда не применяется.
  6. Культ болезни. Больной малыш воспитывается в атмосфере вседозволенности и безнаказанности, он максимально огражден от каких-либо обязанностей, все его капризы исполняются сиюминутно.
  7. Воспитание вне семьи. Ребенок практически не общается с родителями и воспитывается в интернате либо у родственников.

Методы коррекции: работа с родителями

Главная задача психокоррекции детско-родительских отношений – создать в семье благоприятный климат, где ребенок и родители будут чувствовать себя максимально комфортно. Психотерапевт побуждает взрослых осознать свою проблему и захотеть решить ее. Для этого во время работы используются различные методики:

  1. Беседы. Во время общения с психологом родители узнают о психологических и возрастных особенностях своего ребенка, получают информацию о его общем развитии.
  2. Дискуссии. Помогают сделать детальный анализ воспитательной деятельности в семье, высказать личное мнение, понять суть проблемы, согласовать наиболее оптимальное решение.
  3. Библиотерапия. Взрослым предлагаются книги о воспитании детей, а после их прочтения они должны поделиться с психологом своей точкой зрения.
  4. Тренинги. Во время ролевой игры взрослые должны решать задачи, которые часто возникают в семье. При этом родители должны искать другие варианты выходи из ситуации, отрабатывая способы эффективного поведения.

Коррекционная работа с ребенком

Во время коррекционной работы с ребенком психолог старается создать расслабленную, непринужденную обстановку, чтобы ребенок доверился специалисту, и смог свободно выразить свои мысли, чувства. Взрослые на таких консультациях не присутствуют, что позволяет ребенку максимально раскрыться перед врачом и дать выход вытесненным эмоциям.

Наиболее эффективные методы, применяемые во время коррекционной работы с ребенком:

  1. Игротерапия. С помощью игрушек малыш может воспроизвести беспокоящие его ситуации, выразить страх или гнев по отношению ко взрослым, разобраться в собственных чувствах, избавиться от негативных эмоций, снять внутреннее напряжение.
  2. Арттерапия. Ребенок может самовыразиться с помощью красок, глины, цветной бумаги и клея. Творчество помогает убрать блоки, избавиться от неосознанных страхов, переживаний.
  3. Сказкотерапия. Объяснить ребенку непростую ситуацию можно с помощью выдуманных историй, сказок, в которых герои сталкиваются с похожими сложнстями и ищут наиболее оптимальные пути их решения, помогая взглянуть на ситуацию с разных сторон.
  4. Для подростков подходит беседа и более сложные методы взаимодействия.

Методы коррекции: взаимодействие ребенка и взрослого

Групповые занятия, где участие принимают родители и дети, очень важны для коррекции и выстраивания новых отношений в семье. Методы, применяемые специалистами, помогут увидеть со стороны свое привычное поведение и то, как оно влияет на близких. В результате возникает желание исправить ситуацию и создать в семье благоприятный микроклимат. Коррекция взаимодействия ребенка и взрослых проводится с помощью таких методик:

  1. Арткоррекция, когда все члены семьи заняты созданием совместной картины.
  2. Игровое общение, при котором взрослые и ребенок становятся равноправными партнерами и все вместе решают задачи.
  3. Телесная психокоррекция, предполагающая применение массажа.
  4. Время звезды, когда члены семьи поочередно применяют на себя роль звезды.

В центре детско-юношеской аддиктологии В. Готлиб практикуются современные и эффективные методики коррекции детско-родительских отношений. Мы строго соблюдаем политику конфиденциальности, поэтому лечение здесь анонимное. Уточнить стоимость и записаться на прием к специалисту можно, позвонив по номеру +7 495 105 57 25 или заполнив форму обратной связи. Как только наши администраторы увидят запрос, сразу перезвонят и ответят на все интересующие вопросы.

Обращайтесь к квалифицированным специалистам, работающим именно с этой возрастной группой, так Вы повысите шанс получить качественную и точную информацию о состоянии Вашего ребенка. А по необходимости и всю необходимую медико-психологическую помощь в реабилитации.

Стоимость консультации в Москве

Читайте также

Психокоррекция детей и подростков

15.10.20

«Проблема не в детях, ведь мы сами покупаем на праздник детское шампанское»: интервью с врачом-наркологом

27.07.20

Все еще на игле: почему проблема наркотиков у детей никуда не уходит?

21.05.20

Ну ради меня! Почему манипуляции не работают.

Записаться на консультацию к врачу




Нажимая на кнопку "Отправить заявку" я подтверждаю свою дееспособность и что мои персональные данные могут быть сохранены и обработаны

Лицензии и сертификаты

Преимущества

Профильность

Ориентированы на работу с пациентами детско-юношеского возраста, опираясь на опыт и знания в этой области.

Комплексность

Проводим работу со всей семьей в разных плоскостях и направлениях обеспечивая высокий уровень комплексной медицинской и психологической помощи

Индивидуальность

Формируем программу исходя из запроса и потребностей конкретной семьи с учетом возрастных и психологических особенностей пациента.

Уникальность

Апробированная уникальная программа, составленная с учетом психофизиологических особенностей подростков.

Анонимность

Анонимность и конфиденциальность — необходимое условие для создание безопасности наших пациентов.

Рейтинг врача:

Отзывы

Наталья

2020-06-10 13:55:51

Огромное спасибо за доброту, терпение и высокий профессионализм Готлиб Веронике Яковлевне и всему коллективу! Всем, всем: от охранников до психологов - спасибо! Спасибо за помощь не только нашим детям, но и нам, родителям!

Наталья

2020-05-13 09:50:40

Ада Александровна, пожалуй, самый уникальный психолог, которого я когда- либо встречала. Я до сих пор не могу осознать как эта хрупкая, изящная и изысканно одетая женщина выдерживает такой мощный поток боли, грязи, несправедливости, страха, который обрушивается на нее и со стороны детей, и со стороны их родителей. И сколько нужно иметь внутренней силы, стойкости, мудрости, сострадания и любви к людям, чтобы помогать всем нам: и подросткам, столкнувшимся в своей жизни со взрослыми проблемами и имеющими искалеченные души, и взрослым, которые приходят к ней растерянными, обиженными, злыми и напуганными и просят изменить своего ребенка. Огромная благодарность за работу, за восстановленные отношения. Я пришла к ней на занятия с обидой и гневом на сына, полная страхов за него, жалостью к себе и с чувством, что жизнь несправедлива. Я получила качественную терапию, инструменты для работы с собой, точку опоры, уверенность в себе и своих действиях. А это очень важно, когда приходится взаимодействовать с нашими детьми - наркоманами.

Елена и Ева 14 лет

2020-04-21 13:49:09

Вероника Яковлевна Готлиб здорово помогла нам с дочкой. Переходный возраст, взаимное недопонимание, диагноз депрессия. Вероника Яковлевна умеет задавать правильные вопросы подростку и родителю, всегда с юмором, честно, с большим вниманием и искреннем желанием помочь. Я очень рада, что каким-то чудом, мне дали контакты Вероники Яковлевны.

Валерия

2020-04-17 21:02:34

Моя дочь находилась на лечении в Детском реабилитационном центре, в настоящее время находится на постлечебном сопровождении. Благодарю Бога, что есть такие специалисты, которым по силам одерживать победу над зависимостью! Громадное спасибо руководителю - Готлиб Веронике Яковлевне за поистине уникально разработанную систему помощи зависимым детям, как при лечении в стационаре, так и в дальнейшем сопровождении детей после реабилитации! Спасибо за Ваше умение брать ответственность за детские судьбы.

Екатерина

2020-04-01 10:50:21

Всем добрый день. Сегодня я хочу передать слова благодарности руководителю РЦ, Веронике Яковливне и её команде. Когда в моей семье случилось несчастье и я узнала, что мой сын наркоман и алкоголик, я обратилась за помощью. Профессиональные и отзывчивые работники РЦ Вероники Яковлевны вернули мне моё здравомыслие и душевный покой. И мой сын узнал, что можно жить счастливо в трезвости и получил знания и инструменты, для того, чтобы вести здоровый образ жизни. Дай Бог побольше таких людей, как в этом реабилитационном центре!!!

Аноним

2020-03-28 19:00:02

Выражаю огромную благодарность всему коллективу наркологического центра под руководством Готлиб Вероники Яковлевны! Спасибо вам за помощь, за ваше отношение, за вашу отзывчивость, отклики и поддержку! Вы делаете очень благородное дело! Желаем вам ещё большего успеха в вашем нелегком деле!

Аноним

2020-03-21 14:21:06

Искреннюю благодарность выражаем Веронике Яковлевне Готлиб за своевременную помощь и дальнейшую поддержку в лечении нашего сына от наркомании. Веронике Яковлевне удалось собрать под одной крышей самый квалифицированный персонал, самых лучших психологов, консультантов, врачей. Пока сын проходил лечение, мы выздоравливали в группе родителей. Благодаря высококвалифицированным специалистам, под руководством Готлиб В. Я., наш сын прошёл лечение, снялся с учёта, отслужил в армии, сейчас работает. Спасибо Вам за нелёгкий труд, за отзывчивость и понимание!

Аноним

2020-03-18 11:04:59

Огромная благодарность детскому наркологическому центру. Особая благодарность заведующей Веронике Яковлевне Готлиб и всему работающему персоналу. За помощь, отзывчивость, за все то, что они делают, спасая наших детей. За психологическую помощь, не только детям, но и взрослым (нам родителям). Очень надеемся, что этот детский центр во главе с Вероникой Яковлевной Готлиб спасет еще немало детских жизней.

Ирина

2020-03-15 12:45:31

Хочу выразить огромную благодарность всем сотрудникам Детского наркологического центра, а также лично его Заведующей Веронике Яковлевне Готлиб, за профессионализм, чуткость, внимание и любовь к таким непростым пациентам, как подростки-наркоманы. Это семейная болезнь очень тяжелая, коварная и неизлечимая. Но и дети и их созависимые родители могут выздоравливать и жить нормальной жизнью, и весь коллектив и Вероника Яковлевна лично делают все возможное, чтоб выздоравливало, как можно больше пациентов. Хочу выразить всем огромную благодарность за Вашу непростую работу и за все то, что Вы делаете для нас!

Наталья

2020-02-23 10:05:15

Как спасти не только жизнь... Понять меня сможет только тот, кто сам столкнулся с этим. Обычно люди сочувствуют больным, особенно детям, особенно тем, кого спасти невозможно. Таким семьям сострадают, пытаются помочь. А наркомания- это совсем другое. Этого все боятся, считают позором, клеймом. Об этом не принято говорить вслух, потому что страшно, больно, стыдно, обидно... До недавнего времени для меня наркомания была чем- то из другой жизни-неблагополучной. Но, увы, пришлось столкнуться с этим. Это невероятно сложно- лечить наркоманов. Это комплексное заболевание. Здесь приходится лечить и тело, и душу. Задача усложняется ещё и тем, что обычные люди хотят лечиться, просят им помочь. Здесь задачка посложнее: наркоманы, в большинстве своем, даже сильно страдая, совсем не хотят лечиться. Случай с моим сыном был именно таким. И цена ошибки в выборе специалистов может быть слишком высока. Я обращалась к разным врачам. Нам, родителям, всегда хочется дать все самое лучшее своим детям. И я, конечно, не исключение. Но тут не начнёшь спрашивать друзей и знакомых так как сразу придется отвечать на неудобные вопросы. Я попросила помощи у школьного психолога, которая мне дала своего знакомого консультанта по зависимости. И тут я "насела" на него по полной, просто молила о помощи, так как было очень страшно за ребёнка. Сын катился по наклонной и ничего не помогало: ни разговоры, ни угрозы, ни визиты к наркологу и "экскурсии" в наркологическую больницу. Тот консультант об'яснил мне, что лично он не сможет нам помочь, так как подростки - "особая материя" и с ними нельзя как со взрослыми людьми. "Я ведь могу и навредить. Я привык со взрослыми циничными мужиками общаться". Нам очень повезло встретить Веронику Яковлевну Готлиб. И да, это не было случайностью. Это была рекомендация от моей хорошей знакомой, которой я рассказала о болезни сына. Вероника Яковлевна - уникальный специалист, единственный в своей роде. Она адаптировала программу "12 шагов", которая помогает выздоравливать миллионам наркоманов по всему миру для подростков. Разработала уникальную программу, в которой к проблеме зависимости подходят комплексно. Работают не только с наркоманом, но и со всей семьёй. И именно это даёт результат. Вероника Яковлевна не только лучший специалист, она ещё и мудрый руководитель, сумевший создать команду из высококлассных специалистов. Но что ещё хочется отметить, что Вероника Яковлевна пользуется авторитетом среди подростков. Они продолжают общаться с ней и после лечения, что говорит о том, что дети доверяют ей и ценят как человека. В свое время я получила от нее мощную поддержку как родитель, как мама. И я продолжаю получать ее от всей команды специалистов, которые не просто врачи, а ещё и люди...добрые и самоотверженные, которые помогают нам "чинить" наших детей, бороться за их жизни. Часто именно они дают нашим детям поддержку и опору, которую мы не смогли дать им

Пройти тест«Какой ты родитель»