Всем известно, что лучше вовремя провести профилактику и не допустить развитие заболевания, чем его потом лечить. Особенно это касается темы подростковой наркологии. Помимо того, что само по себе лечение зависимости у подростка вызывает сложности и огромные трудозатраты всей семьи, есть еще и последствия, с которыми сталкивает подросток после употребления ПАВ.
Таких последствий может быть великое множество, от органического поражения головного мозга, инфекций, разного рода соматических последствий, которые довольно остро нарушают развитие растущего организма; до нарушений психических функций, которые характеризуют человека как личность: интеллектуально-мнестические (память и внимание), эмоциональные (страх, тревога, депрессия, агрессия, раздражительность), волевые (мотивация, снижение психического напряжения, снижение целенаправленного внимания). Более того возможны такие психические нарушения личности как деформация личности, психопатизация или дебют эндогенного психического расстройства, после которого понадобиться уже помощь психиатров, а не наркологов.
В каких случая стоит задуматься о профилактике?
Конечно, говорить об этом со своим ребенком стоит в любом случае. Но есть ситуации когда необходимо прибегнуть к профессиональной профилактике. Одним словом это можно назвать – девиантное поведение.
Это действительно интересные и важные обсуждения, где после лекции Вы сможете задать свои вопросы, чтобы получить исчерпывающую информацию по конкретной теме.
Что же за поведение можно обозначить как девиантное?
Ответ довольно прост для специалистов, девиантное – отклоняющееся от нормы, антисоциальное, против дисциплины, противоправное, аутоагрессивное (самоповреждения). Прост для специалиста, потому что в основном врач или психолог знает критерии нормы и это помогает определить уже отклонение (более подробную статью о девиантном поведении, читайте здесь). Но для родителей и близких, которые проживают с подростком, такая оценка может вызвать значительные сложности.
Во-первых, родитель чаще всего оценивает исходя из своих эмоций, сегодня получил пятерку в школе, вот и проблемы чуть отступили, вроде и не такой уж и потерянный ребенок, а может и наладиться все. Или пишет классный руководитель, сообщает об очередном прогуле, или драке с одноклассником, учителя любят свою тревогу перекладывать на родителей и усиливать, чтобы подросток наверняка ощутил двойной гнев, и родителя, которому не хочется выслушивать от учителя и самого педагога, который не хочет получать проблемы от директора из-за хулигана и двоечника в классе. В такой ситуации значительно проще поверить, что у ребенка есть проблемы с поведением, даже если это не всегда так.
Специалист описывает поведение подростка без учета собственных эмоций, опираясь только на четкие критерии, границы нормы и патологии. Учитывая личные особенности и их взаимодействие в психике отдельно взятого подростка и его семьи.
Еще одна проблема, которая может возникнуть у родителей – это узкие познания в детско-родительских отношениях. Иногда родитель принимая за норму собственное поведение, провоцирует девиантное поведение у ребенка. И это не обязательно жесткое обращение или жесткие ограничения. Чаще всего это как раз противоположный полюс, гиперопека, потворствование лени и непоследовательность в общении с ребенком. Именно это и сложней всего увидеть в себе, потому что в нашем обществе как раз считается нормальным и даже поощряется забота без границ, в искаженном ее понимании, быстрое удовлетворение запросов, компенсация за отсутствие общения подарками и деньгами, подчинение манипуляциям подростка, на чувстве вины (об этом подробнее можно почитать в нашем блоге). Это только часть того, что может негативно сказываться на отношениях с ребенком.
В нашем «Центре детско-юношеской аддиктологии В. Готлиб» мы проводим лекции на тему детско-родительских отношений и на тему зависимости у подростков. Эти лекции можно посещать как отдельно, так и в структуре индивидуальной программы.
На этих лекциях, которые читают наши психологи, Вы узнаете о нормах взаимоотношений с подростком и о том, какие бывают искажения, которые мешают в развитии ребенка и семьи в целом. Лекции написаны нашими психологами, с уникальным опытом работы с подростками, там вы не услышите избитых тем и поверхностной информации, которой пестрит весь интернет.
Автор материала: Давыдкова Ада Александровна
Рейтинг врача:
Врач психотерапевт
Психотерапевтическая специализация по системной семейной терапии, телесно-ориентированной психотерапии. Также дополнительное образование по работе с психосоматикой, с детьми и семьями, песочной-терапии.