Буллинг (травля, запугивание с англ.) – это разновидность насилия, агрессия одних детей против других, когда имеет место неравенство сил и жертва, подвергшаяся нападкам со стороны, показывает, как сильно ее это ранит. Буллинг не всегда проявляется в физическом нападении. Зачастую он связан с психологическим насилием, при котором агрессор применяет словесную травлю, распространяет неправдивые слухи и сплетни, настраивает других детей против жертвы, бойкотирует ее. Школьный буллинг наиболее распространен среди учеников начальных и средних классов. Такое психологическое насилие против ребенка может привести к серьезным и необратимым последствиям, вплоть до психических расстройств и суицида. Поэтому если ваш ребенок подвергается буллингу, важно вовремя распознать признаки запугивания и предпринять все меры, которые помогут устранить сам факт насилия и психологические последствия.
В клинике детско-юношеской аддиктологии В. Готлиб вы сможете получить профессиональную консультацию и помощь специалиста, которая поможет ребенку преодолеть этот сложный период и вернуться к нормальной жизни.
Что такое буллинг?
Буллинг – одна из форм насилия, которая предполагает агрессивное преследование одного из членов коллектива определенной группой лиц или одним человеком. В буллинге много ролей, самые основные, это:
Буллер. Непосредственно агрессор в виде одного или нескольких человек. Буллеры придумывают и возглавляют травлю жертвы, являются главными инициаторами издевательств.
Наблюдатели. Люди, которые не принимают непосредственного участия в буллинге, однако не осуждают агрессора или даже одобряют его действия.
Жертва. Человек, подвергшийся жестокой травли.
Жертвой школьного буллинга может стать любой ребенок, независимо от уровня развития, благополучия семьи, заботы родителей. Важно понимать, что не каждый ребенок сможет поделиться с родителями своими проблемами. Чем старше ребенок, тем меньше вероятность того, что он расскажет взрослым о происходящем. Поэтому необходимо постоянно проявлять интерес к делам своего сына или дочки, стараясь делать это ненавязчиво. Если школьник все равно не рассказывает о беспокоящих его проблемах, тогда внимательно понаблюдайте за его поведением. Дети, над которыми часто издеваются, неохотно идут в школу, очень мало рассказывают о школьной жизни, а иногда, без какой либо причины, категорически отказываются посещать учебное заведение. Эти признаки должны насторожить родителей и стать поводом пообщаться с учителями.
Обращайтесь к квалифицированным специалистам, работающим именно с этой возрастной группой, так Вы повысите шанс получить качественную и точную информацию о состоянии Вашего ребенка. А по необходимости и всю необходимую медико-психологическую помощь в реабилитации.
Буллинг как один из видов насилия
В последние 10 – 15 лет проблема подросткового буллинга в школах становится все более актуальной. Согласно проведенным исследованиям, более 70% школьников в возрасте 13 – 15 лет в той либо иной форме становятся жертвами или участниками травли и запугивания. Существует несколько форм буллинга, но у всех них есть общие черты:
Агрессивность и преднамеренность действий, направленных против жертвы.
Дисбаланс статуса агрессора и жертвы, проявляющийся в различии социального, финансового статуса, физических, физиологический возможностей, расовой принабдежности.
Осознание как жертвой так и буллером вероятности повтора ситуаций.
Записаться на консультацию к врачу
Нажимая на кнопку "Отправить заявку" я подтверждаю свою дееспособность
и что мои персональные данные могут быть сохранены и обработаны
Виды буллинга
Буллинг в школе бывает:
Физический. Предполагает непосредственное физическое воздействие по отношению к жертве. Ребенка, подвергшегося травле, постоянно пинают, избивают и даже проявляют сексуальному насилию.
Социально-психологический. Травля направлена на социальный игнор и изоляцию жертвы, которая, по сути, остается один на одни со своими проблемами. У ребенка, подвергшегося социально-психологическому буллингу, нет друзей, он абсолютно одинок и никто не подержит его при очередном нападении.
Экономический. У жертвы вымогают или прямо забирают деньги, вещи, портят одежду.
Кибербуллинг или интернет-травля. Здесь запугивание происходит через социальные сети, электронную почту. Интернет-буллинг предполагает распространение неправдивых слухов и информации, отправку негативных комментариев, сообщений, взлом личных страниц. Этот вид буллинга считается одним из самых опасных, так как от него практически невозможно защититься и найти источник угрозы. Нередко кибербуллинг становится причиной серьезных психических расстройств и суицида.
Школьный буллинг сегодня
Современный школьный буллинг среди подростков очень опасен. Он может нанести непоправимый вред не только психическому, но и физическому здоровью жертвы. Зачастую травля и гнобление происходит через интернет. Современные подростки много времени проводят в социальных сетях, где под выдуманным профилем можно написать любому человеку все что угодно. Этим в основном пользуются те подростки, которые уверены в собственной безнаказанности. Они полагают, что за свои действия не понесут никакого наказания, потому что найти источник агрессии жертве самостоятельно практически невозможно. Такие дети отправляют агрессивные сообщения, неприятные видео и фото, пишут комментарии, которые в любом случае заденут жертву.
Еще один факт, требующий особого внимания – это участие девочек в травле. Дело в том, что раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, однако теперь расклад 50/50. Девочки стали чаще принимать участие в буллинге, причем не только в вербальном, социально-психологическом, кибербуллинге, но и в физическом.
Издевательствам и буллингу в современной школе может подвергаться не только школьник, но и учитель. Сегодня подростки не стесняются оскорблять, унижать учителя во время урока. Некоторые решаются плюнуть в лицо и даже толкнуть педагога.
Причины и мотивы буллинга
Причины буллинга детей очень разнообразны. Условно разделим их на 4 группы:
Педагогические. Важную роль в этом случае играет позиция учителя. Если педагог позволяет себе насмешки, колкости и унижение в адрес ученика, высока вероятность того, что и одноклассники будут издеваться над ним, подвергая жестокой травли.
Психологические. Было установлено, что агрессоров характеризовал высокий уровень общей агрессивности. Такие дети могли проявлять агрессию не только к жертве-однокласснику, но и учителям, родителям. У зачинщиков буллинга, как правило, низкий уровень эмпатии, поэтому они плохо идут на контакт с окружающими, не умеют вести себя в обществе.
Социальные. Социальные причины формируются телевидением, интернетом, компьютерными играми, где в основном поощряется насилие, агрессия, травля.
Семейные. Исследования показали, что дети, растущие в неблагоприятной семейной обстановке, где имеет место быть насилие, физическая и вербальная агрессия, чаще других становятся зачинщиками буллинга.
Наиболее распространенные мотивы буллинга:
желание самоутвердиться и завоевать авторитет в коллективе;
стремление быть в центре внимания;
желание нейтрализовать соперника методом психологического и физического насилия;
месть;
зависть.
Как определить, что Ваш ребенок подвергается травле?
Дети, а особенно подростки, не всегда могут поделиться с родителями своими школьными проблемами, стараясь утаить факт того, что они регулярно подвергаются буллингу. Однако внимательные родители, наблюдающие за поведением своего сына или дочери, смогут распознать неладное по таким характерным признакам:
Негативное отношение к школе. Подросток неохотно идет в школу, используя любую возможность остаться дома.
Подавленность. Ребенок постоянно чувствует себя подавленным, у него пропадает интерес к урокам, все чаще проскакивают плохие оценки.
Депрессия. Плохое настроение, слезы без причины, проблемы со сном – характерные признаки депрессии и проблем с окружением.
Синяки, ссадины на теле, испорченная одежда и личные вещи. При этом ситуация повторяется регулярно.
Расстройство пищевого поведения. Ребенок может полностью отказываться от еды или, наоборот, употреблять большее количество пищи, чего ранее не наблюдалось за ним.
Кто участвует в травле?
Главные участники буллинга – агрессор и жертва, второстепенные – это наблюдатели, которые могут осуждать или одобрять поступки буллера, принимать косвенное или непосредственное участие в травле или наблюдать за происходящим со стороны, не вмешиваясь в конфликт.
Жертва
Жертвой может стать абсолютно любое ребенок, однако чаще всего травле подвержены дети:
с выраженными физическими недостатками, особенностями развития;
с низкой самооценкой;
особенностями внешности: цвет кожи, телосложение, полнота/худоба;
любимчики учителей или, наоборот, изгои;
с низким уровнем интеллекта и проблемами в учебе.
Агрессор
Агрессорами зачастую выступают дети:
живущие в неблагополучных семьях;
с низкой самооценкой, которую они стремятся повысить за счет унижения слабых;
стремящиеся любой ценой завоевать лидерство в коллективе;
агрессивные, жестокие, с низким уровнем эмпатии.
Наблюдатели
Это люди, которые в той или иной степени вовлечены в конфликт между агрессором и жертвой. Наблюдатели зачастую занимают одну из следующих позиций:
Встают на сторону защиты жертвы, стараясь помочь ей справиться с буллингом и отбить нападки агрессора.
Активно поощряют агрессора и спустя время сами присоединяются к травле.
Занимают пассивную позицию, старайсь игнорировать конфликт.
Последствия буллинга
Человек, подвергающийся буллингу, испытывает сильнейший психологический стресс, который негативно сказывается и на физическом здоровье. Функции тела сокращаются до минимально необходимых. Организм начинает усиленно вырабатывать гормон стресса, который оказывает негативное влияние на работу многих органов и систем:
Вызывает проблемы с пищеварением, следствием которых становится дискомфорт в желудке, расстройство кишечника, отказ от пищи или, наоборот, чрезмерное пристрастие.
Способствует учащению сердцебиению и развитию сердечно-сосудистых нарушений.
Полностью или частично отключает мыслительный аппарат, в результате чего ребенок становится заторможенным, не в состоянии усваивать новую информацию.
Нарушает работу иммунной системы, что может стать пусковым механизмом к развитию аутоиммунных или соматических расстройств.
Как бороться с буллингом в школе?
Последствия буллинга могут быть необратимы, поэтому родителям необходимо своевременно начать борьбу с травлей, подключив не только участников конфликта, но и учителей, психологов.
Что делать ребёнку если он подвергся травле?
Детям, подвергшимся травли, психологи дают несколько полезных советов:
Рассказать о конфликте родителям, учителю, старшему товарищу. Важно помнить, что просьба о помощи – это не проявления слабости и трусости, а трезвое решение человека, попавшего в беду.
Не переживать, что после оглашения ситуации станет еще хуже. Хуже будет только тогда, когда проблема начнет усугубляться. Всегда найдется человек, который сильнее обидчика и сможет защитить жертву.
Если травля происходит через интернет, нужно сохранить все сообщения, фото, видео, голосовые мессенджеры. В дальнейшем эти факты можно использовать в качестве неопровержимого доказательства кибербуллинга.
Действия родителей
Главное, что должны сделать родители ребенка, подвергшегося травли – снять с него чувство вины. Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других и на его месте мог оказаться кто угодно.
Поддерживайте и успокаивайте подростка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, доверял вам и мог в любой момент обратиться за помощью.
Помогите ребенку стать более уверенным в себе и научиться противостоять нападкам других.
Регулярно общайтесь с классным руководителем, поговорите с обидчиком и его родителями.
Если конфликт серьезный и разрешить его мирным путем не выходит, рассмотрите вариант перевода ребенка в другую школу.
Если ребенок подвергся травле в соцсетях и буллер известен, пожалуйтесь администрации сайта и заблокируйте его сообщения. Если определить личность агрессора нет возможности, тогда сохраните все его послания и обратитесь с жалобой в правоохранительные органы
Профилактика школьного буллинга
Профилактика буллинга в школе поможет предупредить это негативное явление и не допустить развития необратимых последствий. Главные советы учителю:
Проверять и принимать любую информацию о проявлении насилия к вашим ученикам.
Обращать внимание на формирование группировок в классе и выделение изгоев.
Регулярно просматривать личные странички учеников в социальных сетях, обращать внимание на комментарии, посты.
Организовывать мероприятия, которые помогут сплотить детский коллектив, сделать его дружным.
Привлекать к профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога.
Тесно сотрудничать с семьями детей, подвергшихся насилию, стараться разрешить ситуацию и не допускать ее повторного возникновения.
Автор материала: Калинина Ксения Витальевна
Рейтинг врача:
Клинический психолог, ТФП направление
Работает с проблемами аддитивного поведения, межличностных отношений, а так же фобическими, обсессивно-компульсивными и невротическими расстройствами.