Психодрама в работе с зависимыми - Детский наркологический центр | Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.

Психодрама в работе с зависимыми

6 июня 2020
Эксперты в статье

Источник

  • zen.yandex.ru
4 минуты чтения
Готлиб

Немного про сам метод

Мне довольно трудно объяснить людям, когда меня спрашивают про психодраму. Часто, мне нужно много времени на объяснение. Обычно, в какой-то момент я просто не выдерживаю и говорю что-то типа «давайте я вам лучше покажу что это такое, и сразу станет все понятно». И мне кажется, что это отлично иллюстрирует сам метод. Потому что он больше про действие, чем про разговоры.

Был Зигмунд Фрейд и он принес нам радость психотерапии. У него были ученики и последователи, многие из которых разбрелись кто куда и напридумывали своих психотерапий. И был Якоб Морено, который и придумал психодраму. Есть легенда (никто не знает, было ли это в действительности) о встрече Морено с Фрейдом. По этой легенде, они встретились в Венском университете в то время, когда Фрейд был всеми признан, а Морено был студентом. После одной из лекций Фрейда студенты столпились вокруг него, и Фрейд спросил у Морено, чем он занимается. Молодой Морено тогда заявил Фрейду: «Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет — в его семью и коллектив».

Психодрама — это метод групповой психотерапии. Она основана на разыгрывании разнообразных сцен и ситуации. И у психодрамы есть два применения — она может быть способом для решения личных сложностей человека, а может быть средством для самопознания и саморазвития. И эти два применения естественно сопутствуют и дополняют друг друга. (Психодрама. Лурье Ж., Корниенко П. Что такое психодрама? Журнал «Твой психолог», №2, Июнь-июль 2009 г.)

Итак, психодрама – это метод психотерапии. Изначально она создалась как метод групповой психотерапии, но в индивидуальном формате, и даже в онлайн формате, к моему удивлению, она отлично работает.

Клиента в психодраме называют «протагонистом», а психотерапевта – «директором». Все как в театре (так уж исторически сложилось). Директор помогает протагонисту раскрыться, поддерживает в выражении чувств, в проживании состояний, помогает осознать то, что сейчас для протагониста происходит. В процессе протагонист разыгрывает свой внутренний мир, благодаря чему может посмотреть со стороны как он устроен. Этот «взгляд со стороны» может быть очень полезен для человека в дальнейшем пути изменения и выхода из какой-либо сложной жизненной ситуации.

Я помню, как на одной группе, где я был клиентом, в качестве знакомства надо было назвать свое имя, а остальные участники должны были его повторить. Но не просто повторить само имя, а повторить позу, интонацию, мимику, тон голоса. Я очень сильно удивился, насколько тогда мое внутренне представление о себе не соответствует тому, что видят другие. Я думал я тихий, скромный спокойный, а увидел выпендрёжного, надменного и высокомерного.

Готлиб

Также, протагонист может разыгрывать и свою социальную жизнь. С помощью психодрамы можно посмотреть на то, как протагонист строит свои отношения с близкими, друзьями или коллегами. После этого можно буквально прорепетировать новые способы взаимодействия с другими людьми, попробовать себя в новой социальной роли.

Если протагонисту более комфортен символический язык (метафоры, сны, сказки, мифы и т.д.), то тут психодрама тоже отлично подходит. Любой символ, образ, который называет протагонист, можно вывести на сцену и понять, какой смысл протагонист в него вкладывает. Но не всегда требуется глубокое понимание и проговаривание смысла символа или образа. Можно оставаться в этом символическом поле и что-то в нем менять. В итоге, это дает терапевтический эффект, но он может быть менее очевидный, чем прямой конкретный запрос.

Существует стереотип, что любая психотерапия обязательно обращается к прошлому, к детско-родительским отношениям. Действительно, наш способ взаимодействия с миром во многом определяется характером тех отношений, которые сложились у нас с нашими родителями или с теми, кто их замещал. И в психодраме этого тоже хватает. Но кроме этого, в психодраме можно обращаться и к будущему, буквально проигрывать собственное будущее. Сцены желаемого будущего обычно редко сбываются. Но они тоже имеют свой смысл. Например, человек может более четко почувствовать и понять свою цель и свои желания. Или понять, что ему нужно сделать, чтобы получить желаемое и что ему мешает этого достичь.

В психодраме много творчества и директора и протагониста. Но очень мощным фактором является группа. Группа является безопасным местом для исследования себя и своего взаимодействия с другими. Это очень удобно, потому что на группе ярко проявляются типичные сложности в общении с другими, которые возникают у человека в повседневной жизни. И можно это увидеть, понять, услышать и попробовать действовать по-другому. На группе человек может обнаружить, что его проблема отнюдь не уникальна и другие люди имеют похожие проблемы. Все это способствует развитию доверия, понимания и поддержки у участников внутри группы. А затем люди несут это в свою жизнь, улучшая ее.

Про метод в работе с зависимыми:

Про специфику психотерапевтической работы с зависимыми и созависимыми есть много литературы. Про специфику психотерапевтической работы с зависимыми и созависимыми с помощью именно психодрамы есть некоторые исследования и статьи. Я попробую поделиться той информацией, которой владею и своим опытом работы с зависимыми.

В работе с зависимыми основной трудностью, на мой взгляд, является анозогнозия — отрицание болезни. Таким образом, первая часть работы посвящена осознанию сопротивления клиента. С помощью психодрамы можно вывести на «сцену» все, что угодно. Взгляд со стороны часто помогает человеку увидеть то, что он не замечает за собой в своей обычной жизни. А когда «враг уже назван», то сопротивление начинает слабеть. Сопротивление и отрицание помогает преодолеть и групповой формат работы. Клиент может активно сопротивляться осознанию тет-а-тет и делать это довольно долго. Феномен группы (присутствие других людей, обратная связь от них) помогает заметно снизить сопротивление, дает поддержку и понимание (когда уже сформировалось доверие в группе), продвигает человека к принятию ответственности за свою жизнь.

В детском наркологическом центре я проводил группы по психодраме. Часто, для подростков говорить о проблеме открыто и конкретно бывает тяжело. Для взрослых то это не всегда просто. Тут я использовал символический и метафорический язык сказок, что помогало обойти сопротивление и отрицание. Как я уже писал выше, меняя ситуацию в своем символическом мире клиент так же проводит изменения в своем внутреннем мире и начинает менять отношения к себе и другим.

Ну, хорошо, допустим, осознает клиент, что у него есть проблемы, что дров за свою жизнь он уже наломал, последствия своих решений на себе со страшной силой ощущает, жизнь стала невыносима. Дальше что? Второй важный этап в работе заключается в поддержке и научению новым способам взаимодействия и общения с другими людьми, новому поведению в конфликтных ситуациях. С помощью психодрамы человек может прямо на группе, реально, физически ощутить ту поддержку и принятие, которые ему сейчас нужны. Или попробовать новые способы взаимодействия в привычной ситуации. Группа и метод позволяют это сделать.

Работая в детском наркологическом центре мы с коллегой-консультантом (зависимый, находящийся в стойкой ремиссии) делали для подростков «тренировочные» группы, где они реально учились по другому взаимодействовать с теми людьми, с которыми они раньше употребляли, с которыми у них были конфликты. С помощью психодрамы ребята могли попробовать свои силы, знания и навыки, которые они получали за время пребывания в центре, без риска реально сорваться. Мы разыгрывали встречи с соупотребителями, конфликты с родителями, с учителями, и подростки учились там реагировать по новому. По опыту, те, кто проходил такие группы в будущем имели больше шансов оставаться трезвым.

Психодрама работает не только в группе, но и в индивидуальном и даже в онлайн формате. В индивидуальном формате часто используются разные вспомогательные материалы, типа маленьких фигурок, карт и т.д. По сути, происходит то же самое, что на группе, только вместо участников группы перед нами будет стол с игрушками, которым будут распределены роли и между ними будет происходить какое-то взаимодействие.

Проблема зависимости тяжелая. Сначала она тяжелая для тех, кто рядом с зависимым, потом для самого зависимого. В одиночку человек не справляется с этой проблемой. По моему опыту, только те, кто умеет просить и принимать помощь от других, имеют шанс на трезвую и здоровую жизнь. В зависимости человек теряет ориентир и забывает все пароли. Теряет опору, ища ее не в тех местах, проваливаясь глубже и глубже. Доверие, принятие, готовность к изменениям очень важны для человека, который столкнулся с этой проблемой и хочет из нее выбраться.

Записаться на консультацию к врачу




    Нажимая на кнопку "Отправить заявку" я подтверждаю свою дееспособность и что мои могут быть сохранены и обработаны
    Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.- лечение детской наркомании https://v-gotlib.ru/wp-content/themes/Gotlib/assets/img/icons/logo.svg Центр детско-юношеской аддиктологии В.Готлиб info@v-gotlib.ru +7 (495) 105-57-25
    Серебряническая набережная, 27
    Москва, 109028