Девиантное поведение или трудный подросток? Где грань?
Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, девиация — это «отклонение от нужного направления под влиянием каких-нибудь причин» [15, с. 126].
Когда мы говорим о девиантном поведении, мы рассматриваем его с позиции социальной нормы, как исторически сложившегося в данном конкретном обществе допустимого или обязательного поведения. В том же словаре С.И. Ожегова мы находим определение нормы как «узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь» [15, с. 337].
Очевидно, что отклонения могут быть и в позитивную и в негативную стороны. Разве гениальность это не позитивная девиация? Или «белая ворона» в определенной социальной группе? Бескомпромиссность или нонконформизм есть отклонение от общепринятой нормы «не высовывайся» и часто наносят значительный ущерб личности.
Но все же в этой статье мы будем рассматривать девиантность, как поведенческий феномен, приводящий к негативным, социально-порицаемым последствиям. В международном классификаторе болезней девиантное поведение не выделено в качестве нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием.
Профессор В.Д. Менделевич подчеркивает, что «девиация — это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы».
Существует несколько классификаций девиантного поведения. Я предлагаю воспользоваться классификацией Е. В. Змановской, в основе которой лежат вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения:
Для того, чтобы понимать какие причины приводят к девиантности следует остановиться на понятиях онтогенза и дизонтогенеза
Онтогенез (греч. on, ontos — сущее, существо; genesis — происхождение, развитие) — процесс индивидуального развития, рассматривается как совокупность последовательных морфологических, физиологических, психофизиологических и биохимических преобразований организма в течение всего жизненного цикла от момента оплодотворения яйцеклетки до смерти. То есть это постепенное, протекающее этапами в виде количественных и качественных сдвигов изменение организма от менее к более совершенному его строению и функционированию, постепенная дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое. В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности.
Дизонтогенез – это состояние, при котором наблюдаются отклонения от нормального личностного развития в определенный период жизни.
Психический дизонтогенез – патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными дизонтогенетическими факторами, среди которых ключевое значение имеют:
Отягощенная наследственность и преморбидное состояние (резидуальная органическая церебральная недостаточность или «минимальная мозговая дисфункция» (minimal brain dysfunction — MBD).
Психопатологии или акцентуации характера, обуславливающие неадекватные реакции в подростковом возрасте.
Важнейшими из которых в психосоциальном развитии ребенка являются определенные стили семейных взаимоотношений.
Включают социальное неравенство, расслоение общества, безработицу и, как следствие, социальную напряженность.
Проявляются в понижении морально-нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию личности.
Думаю, нет необходимости останавливаться подробно на биологических факторах, поскольку повлиять на них не в нашей власти.
Напомню, что чаще всего девиации начинают проявляться на этапах активной социализации, когда формируются способы взаимодействия с окружающим миром и самим собой. И здесь важно поговорить о тех дисфункциональных системах воспитания, которые могут привести к нарушениям.
Потворствующая гиперпротекция — родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, восхищаются минимальными успехами и требуют такого же восхищения ими от других.
Результат: высокий уровень притязаний, стремление к лидерству при недостаточном упорстве и опоре на свои силы.
Доминирующая гиперпротекция —родители отдают ребенку много времени и сил, однако лишают самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.
Результат: выраженная реакция эмансипации в подростковом возрасте, либо безынициативность, неумение постоять за себя.
Гипопротекция — к ребенку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, отсутствует какой-либо контроль за его поведением. «Скрытая гипопротекция» контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка.
Результат: внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению.
Эмоциональное отвержение — ребенком тяготятся, проявляя общее недовольство им, его потребности игнорируются. «Скрытое эмоциональное отвержение» родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.
Повышенная моральная ответственность — от ребенка требуют «честности», «порядочности», «чувства долга», не соответствующих его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких.
Результат: боится разочаровать родителей, чувство вины, заниженная самооценка, в подростковом возрасте протест.
Жестокое обращение с ребенком — склонность родителей к применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит стена эмоциональной холодности и враждебности. В таком случае соответствующие поведенческие стереотипы закрепляются, формируется асоциальный стиль поведения, который может перерасти в устойчивое антисоциальное поведение.
В подростковом возрасте наибольшее значение начинают приобретать акцентуации характера, психологические искажения в различных сферах и обостренные поведенческие реакции, свойственные этому периоду. Не буду подробно на этом останавливаться, поскольку они описаны в статье, посвященной подростковому возрасту.
Следует отметить, что некоторые авторы выделяют «первичную» и «вторичную» девиацию. Под первичной, обычно понимаются незначительные отклонения, которые даже не всегда замечаются обществом. Это может быть ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации и т.д.) А этап вторичной девиации по мнению американского социолога Г.Беккера, автора теории «стигматизации», возникает «с того момента, когда на человека ставят клеймо девианта, окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно он и сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью».
Часто стремление подростка к необычайным ситуациям, риску, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка может считаться абсолютно нормальным, отражающим его поиск идентичности и стремление к получению собственного опыта.
Что же может помочь удержаться в рамках?
Воспитание норм и ценностей, адекватный внешний контроль и последовательность, формирование самоконтроля и ответственности.
Важно сохранять контакт с подростком и на этапе возникновения проблем не бояться обратиться за помощью к специалистам.