Почему манипуляции не работают? | Центр Готлиб

Ну ради меня! Почему манипуляции не работают.

Манипуляция – это воздействие на другого человека с целью достижения выгоды с использованием лжи.

Обычно манипуляторы интуитивны и совершают манипуляции неосознанно. Основное в манипуляциях – это использование двусмысленных слов и посланий.

Манипуляции возникают в конфликтной ситуации. В отношениях неизбежны конфликты и столкновения интересов. Вы сейчас хотите посидеть за компом, а ваш ребенок требует внимания. Вы хотите пойти спать, а ваш партнер хочет с вами идти гулять и веселиться. Вы хотите посмотреть серьезный фильм про важные вещи, ваш партнер требует мелодрам и любви по экрану, а ваш ребенок хочет мультиков.

В конфликтной ситуации есть типовые стратегии поведения:

  1. Противоборство - получить свое, не отдав ничего другому.
  2. Уступчивость – отдать все другому, не взяв ничего нового, но и не потеряв то, что есть.
  3. Избегание – выход из конфликтной ситуации, отказ от взаимодействия.
  4. Компромисс – что-то получить, но и что-то потерять.
  5. Сотрудничество – настроенность на то, чтобы в конфликтной ситуации решение качественно удовлетворяло бы обе стороны.

Все стратегии, кроме стратегии «сотрудничества» доступны всем людям с детства. Сотрудничество становится доступно только в более зрелом возрасте.

Противоборство, избегание и уступчивость – самые ранние стратегии. Для маленьких детей естественно быть то пассивными, то агрессивными по отношению ко всему вокруг. Они не обременены чувствами вины и смущения и могут свободно выражать свои чувства.

Компромисс – более зрелая форма взаимодействия в конфликтах. Это возможность отказа от чего-то при сохранении чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Обычно ему начинают учиться в возрасте 3-6 лет, когда дети начинают более активно взаимодействовать друг с другом.

Сотрудничество сложная форма взаимодействия, которая требует осознанности, уверенности в себе, эмпатии и понимания.

По сути, манипуляция – это скрытое противоборство. Чтобы нагляднее понять это, можно использовать аналогию с военными действиями: открытое противоборство – это прямая атака. Она требует больших ресурсов, открыта, понятна, но есть риск понести большие потери, добившись желаемого. Скрытое противоборство – это осада. Если сил и ресурсов мало или есть потребность в том, чтобы их сэкономить, то «замок» окружается, перекрывается доступ к внешним ресурсам. Это начинает истощать защищающихся и вынуждает в итоге идти на условия осаждающих.

Таким образом, манипуляция – это всегда признак слабости и нехватки ресурса у человека. Это важно понимать, потому что это может изменить ваше восприятие собеседника во взаимодействии.

Манипуляция – естественная стратегия. Маленькие дети очень рано научаются манипулировать. Ведь для того, чтобы получить желаемое при нехватке ресурсов – манипуляция отличный способ.

Манипуляция – это всегда насилие (отобрать, против воли другого).

Как происходит процесс манипуляции:

«Манипулятор» берет правду и ложь. Перемешивает их до тех пор, пока разница станет незаметной для «жертвы манипуляции». После он отправляет этот «коктейль» «жертве», которая получает и «проглатывает» его.

Психика всегда улавливает противоречия между правдой и ложью. Возникает состояние, которое называется конфузией. Это состояние мы испытываем, когда попадаем в ситуацию переживания путаницы, оно похоже на ощущение, что «что-то не так». Этот сигнал «что-то не так» возникает на периферии сознания и сопровождается ощущением дискомфорта, напряжения и тревоги. Психика не способна долго выносить такое состояние и старается избавиться от него как можно скорее. Сознание сужается, чтобы исключить раздражающий сигнал из восприятия.

Так как сознание у «жертвы» уже схлопнулось, она теряет возможность проявлять инициативу и защищать себя и свои интересы.

Далее «манипулятор» предлагает выбор из «двух зол». При этом любой выбор «жертвы» выгоден для «манипулятора». Получается так, что «жертва» делает выбор «добровольно», как будто сама соглашается на то, что ей предлагают.

Обращайтесь к квалифицированным специалистам, работающим именно с этой возрастной группой, так Вы повысите шанс получить качественную и точную информацию о состоянии Вашего ребенка. А по необходимости и всю необходимую медико-психологическую помощь в реабилитации.
В итоге:

«Манипулятор» доволен, он получил желаемое и обрел опыт успешной манипуляции.

«Жертва» осталась с чувством вины и ощущением «сам виноват», в ее психике формируется брешь для последующих манипуляций со стороны других людей.

Мишенями для манипуляций становятся люди, для которых сложно выносить ситуацию неопределенности, или испытывающие такие чувства, как вина, страх, зависть.

В любой ситуации есть текст (то, что я говорю) подтекст (то, как я говорю) и контекст (в какой ситуации я это говорю). Манипуляция – это противоречия между ними. Поэтому целью будет приведение этих вещей в соответствие между собой.

Критерием того, что манипуляция успешно «расклеена» будет то, что ушел сигнал «что-то не так», Вам все ясно и понятно, Вам легко и комфортно, Вы не зажаты.

Записаться на консультацию к врачу




    Нажимая на кнопку "Отправить заявку" я подтверждаю свою дееспособность и что мои персональные данные могут быть сохранены и обработаны
    Что делать?

    1. Понизить порог реагирования на сигнал «что-то не так». Но стоит понимать, что чем громче этот стимул, тем сильнее мы хотим этот стимул «выключить». Если хотите разлеплять манипуляции и перестать манипулировать, то нужно учиться принимать это состояние, быть в нем. Повышая чувствительность к стимулу «что-то не так», вы учитесь выходить из транса манипуляции.
    2. Повышать свою способность находиться в состоянии путаницы.
    3. Вырабатывать привычку по получении сигнала «что-то не так» немедленно выходить из актуальной ситуации взаимодействия. Лучше – физически отойти, но можно и «уйти в себя». Что-то не так – на выход!
    4. Учиться «расклеивать» манипуляции. Научиться разделять правду и ложь, возвращать правдивую картинку ситуации. Только после возврата правдивой картины мира у вас появится возможность осознанного выбора в манипуляции. А дальше предпринимать действия, делать выбор и тренироваться в техниках ответа.
    5. Тренировать навыки ассертивного поведения. Ассертивность – это утверждение себя, своей личности, выражение своей позиции уверенно и твердо, не впадая в агрессию и не допуская манипуляций.

    Хорошая новость в том, что это все тренируемые навыки, этому можно научиться.

    В качестве тренировки можно делать «работу над ошибками». Можно анализировать прошлые ошибки и это будет помогать Вам в будущем, Вы сможете опираться на этот опыт.

    Как разбирать манипуляцию:

    1. Что произошло в данной ситуации? Конкретное описание.
    2. Слова и действия «манипулятора».
    3. Мои слова и действия.
    4. Что я почувствовал в этот момент?
    5. Что я чуть не сказал и/или не сделал?
    6. Что я мог бы сказать и/или сделать, что было бы «здоровым», ассертивным поведением?

    Ответы на эти вопросы помогут в разборе ситуации. Вначале это может занять много времени и сил, но вы сможете довести это до автоматизма и расклеивать манипуляции прямо в процессе коммуникации с другим человеком.

    Вы изначально находитесь в неравных позициях со своими детьми. Поэтому манипуляции с их стороны практически неизбежны. Если же вы манипулируете своими детьми, то Вы совершаете насилие над ними, ребенок учится тому, что у него нет права постоять за себя, он не может иметь своего мнения и у него разрушается чувство собственного достоинства и уверенность в себе. Прибегая к манипуляции вы можете получить желаемое поведение, возможность делать то, что хотите, но эффект от этого будет недолгий. После подобного контакта ребенок научается строить отношения с другими по схеме «манипулятор»-«жертва», выходит с этим в мир, там наживает себе проблем, которые потом все равно приносит в дом.

    Манипуляция помогает добиться кратковременного эффекта и добавляет проблем в жизни.

    Что почитать по теме:

    1. Сью Бишоп «Как все делать по-своему»
    2. Мануэль Смит «Тренинг уверенности в себе»Казаков А.А.

    Автор материала:
    Готлиб Вероника Яковлевна

    Рейтинг врача:

    Врач — психиатр-нарколог высшей категории

    В течение многих лет ведет практическую лечебную работу, является одним из авторов программы абилитации несовершеннолетних с наркологическими заболеваниями и разработчиком «Регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления и организации работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры»

    Записаться

    Читайте также

    18.05.23

    Cеминар «Подростковые зависимости»

    02.11.22

    Стадии выздоровления от зависимости

    22.09.22

    Созависимость. Что делать?
    Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.- лечение детской наркомании https://v-gotlib.ru/wp-content/themes/Gotlib/assets/img/icons/logo.svg Центр детско-юношеской аддиктологии В.Готлиб info@v-gotlib.ru +7 (495) 105-57-25
    Серебряническая набережная, 27
    Москва, 109028