Возможно, родители, уже столкнувшиеся с проблемой зависимости у подростков обнаружили, что при огромном количестве предложений по лечению и реабилитации взрослых, специализированных учреждений и программ, ориентированных на детско-подростковый возраст, катастрофически не хватает. Возникает вопрос: есть ли разница в работе со взрослыми и подростками?
Никого не удивляет например, что есть терапевты и педиатры. А внутри этих специальностей выделяют еще и геронтологов и микропедиатров (неонатологов). Естественно, что каждый возраст имеет свои физиологические особенности.
Напомню Вам об особенностях подросткового возраста.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ особенности , это бурный процесс роста органов и систем, в первую очередь созревания центральной нервной системы и «великий и ужасный» пубертатный криз со всем многообразием его физиологических и эмоциональных изменений (этому посвящена моя отдельная статья).
К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ можно отнести неравномерность познавательных способностей и жизненного опыта детей и подростков; поведенческие реакции (группирования, эмансипации, имитации), высокий уровень рискованного поведения и поиска новых ощущений, стремление экспериментировать, потребность в признании.
И наконец, СОЦИАЛЬНЫЕ. С одной стороны это зависимость ребенка от родителей или опекунов во всех сферах: эмоциональной, финансовой и правовой, с другой высокая референтность группы сверстников.
Обращайтесь к квалифицированным специалистам, работающим именно с этой возрастной группой, так Вы повысите шанс получить качественную и точную информацию о состоянии Вашего ребенка. А по необходимости и всю необходимую медико-психологическую помощь в реабилитации.
Итак, что же происходит на этом фоне?
Употребление носит в основном характер удовольствия. Сколь-нибудь значимые «последствия» или «потери» в большинстве случаев еще отсутствуют, а значит и напрочь отсутствует желание что-то менять, то есть мотивация на лечение. «Раз нет проблемы, что лечить?». Поэтому путь выявление и осознание этой самой проблемы у подростка значительно более долгий.
В клинической картине формирования наркотической зависимости мы отмечаем нечеткость симптоматики, наличие специфических возрастных синдромов, своеобразие трансформации личности под влиянием хронической интоксикации, быстрый темп десоциализации.
Ориентация на групповые нормы компании, в которой находится подросток часто диктует и выбор употребляемого вещества, принятого в данной компании.
В ряде случаев употребление ПАВ начинается в подражание взрослым, отмечается романтизирование употребления, как атрибута «взрослости».
Активное формирование в этом возрасте я-концепции и высокая значимость мнения окружающих (чаще ровесников), вызывает потребность испытать, проверить себя, при минимальной степени сомнений и страха за собственное здоровье и даже жизнь.
Стремление к экспериментированию формирует так называемое полисубстантное употребление.
Напряженные отношения со взрослыми и иногда «базовое» недоверие вызывает настороженность, а часто открытое сопротивление и даже протест. Это вызывает большие сложности для специалистов в формировании необходимого уровня доверия и безопасности. Кроме того, результативность работы с ребенком напрямую зависит от степени включенности родителей или опекунов в реабилитационный процесс.
Я не планирую останавливаться в данной статье на особенностях законодательства в отношении несовершеннолетних. Поверьте, они есть!
Таким образом, хотя официального разделения на детскую и взрослую наркологию нет, очевидно, что возрастные особенности требует разных подходов.
Готлиб В.Я.
Еще больше статей и видео можно посмотреть на нашем канале в Дзене!Подписывайтесь и не пропустите свежие статьи.
В течение многих лет ведет практическую лечебную работу, является одним из авторов программы абилитации несовершеннолетних с наркологическими заболеваниями и разработчиком «Регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления и организации работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры»