Трудные подростки - Наркологический центр В. Я. Готлиб

Трудные подростки

Ребенок часто прогуливает школу – распространенная проблема, с которой обращаются родители школьников к психологу. Чтобы разобраться в ситуации и найти способы ее решения, важно в первую очередь выяснить причины прогулов. Если пропуски несистематичные, случаются очень редко, это не должно вызывать опасений у взрослых. Последствия таких прогулов не сказываются на успеваемости и взаимоотношениях с учителями, одноклассниками. Однако постоянные прогулы могут обернуться ученику серьезными последствиями, вплоть до отчисления из школы и понесения родителями административного наказания.

Причины асоциального поведения трудных подростков

Асоциальное поведение у подростков в основном встречается в семьях, где родители отвергают своего ребенка, не проявляют участия, теплоты, часто применяют физическое наказание, жестокость. Такие дети легко ввязываются в драки, проявляют жестокость с другими людьми, животными, вызывающе ведут себя со взрослыми, готовы в открытую мстить обидчику, порой используя жесточайшие, изощренные способы.

Асоциальное поведение у подростков, выросших в неблагополучных семьях, представляет собой попытки получить компенсацию своего неудовлетворения внутрисемейными отношениями, почувствовать себя решительным, смелым. Вызывающее поведение по отношению к окружению, учителям – это скрытое средство влияния на родителей с целью привлечения их снимания.

Фактором, влияющим на асоциально-деструктивное поведение ребенка, является устоявшаяся в семье система наказаний и поощрений, которая применяется постоянно. Как жестокость родителей, так и гиперопека, одинаково небезопасны в воспитании ребенка. Особую опасность представляет чрезмерное доминирование матери, проявляющееся в жестокости, подавлении воли либо чрезмерной опеке. И если у подростка нервная система слабая и неустойчивая, такие взаимоотношения в семье могут стать причиной развития нервно-психических расстройств, дефектов эмоциональной сферы, отсутствия жалости, сострадания к окружающим, чрезмерной агрессивности, совершению правонарушений.

Нередко ассоциативное расстройство встречается у детей, члены семьи которых страдают психическими заболеваниями, другими неизлечимыми болезнями и их последствиями. В этом случае ребенок старается компенсировать недостаток родительского внимания на стороне, почувствовать себя хозяином судьбы, иметь возможность самостоятельно распоряжаться своим личным временем.

Асоциальное поведение может проявляться в одной из следующих форма:

  • Девиантное поведение. Проявляется в нарушении общесоциальных норм, устоявшихся правил поведения внутри семьи, а также школе, институте. Девиантное поведение зачастую проявляется в форме выраженной агрессии, неделании учиться, открытой демонстрированию своего негативного отношения к окружению. Подростки с девиантным поведением часто уходят из дома, бродяжничают, принимают наркотические вещества, алкоголь, совершают правонарушение.
  • Делинквентное поведение. Выражается в деструктивном поведении подростка, которое влечет за собой нарушение общественного порядка. В основном такое поведение проявляется в виде открытой агрессии, побоев, оскорбления, вымогательстве, кражах.
  • Аддиктивное поведение. От проблем и неудовлетворенности жизнью подростки спасаются бегством от себя. Такое поведение может сопровождаться следующими отклонениями: анорексия, булимия, трудоголизм, игромания, психические расстройства на фоне религиозных отклонений, наркомания, суицид.

Обращайтесь к квалифицированным специалистам, работающим именно с этой возрастной группой, так Вы повысите шанс получить качественную и точную информацию о состоянии Вашего ребенка. А по необходимости и всю необходимую медико-психологическую помощь в реабилитации.
Профилактика трудных подростков

Главной задачей решения проблемы асоциального поведения подростков становятся предупредительные меры, профилактика и психоголо-педагогическая коррекция. Коррекционная работа в проблемных группах включает такие этапы:

  • Определение социально-педагогической и психологической задачи.
  • Выяснение первопричин асоциального поведения.
  • Диагностические мероприятия.
  • Определение эффективных методов коррекции, их применение на практике.
  • Разработка, внедрение и контроль эффективности коррекционной программы.

Профилактика трудных подростков – одна из самых важных составляющих комплексной психокоррекционной работы, направленная на предупреждение рецидивов, а также негативных последствий уже сформированного асоциального поведения для личности и общества. Главные направления профилактической работы:

  • Обеспечение социальной среды. Предусматривает прямое воздействие не социальные факторы, детерминирующие девиации. Воздействие может быть направлено конкретную личность, семью, социальную группу или общество в целом.
  • Информирование. Предусматривает воздействие на когнитивные процессы индивидуума для повышения способностей к принятию обдуманных решений через организацию бесед, лекций, теле- и видеофильмов, распространение специальной литературы.
  • Активное обучение социально значимым навыкам. Этот этап преимущественно реализуется с помощью различных групповых тренингов, например, таких: тренинг устойчивости к деструктивному социальному влиянию, тренинг формирования жизненнонеобходимых навыков и пр.
  • Организация деятельности, альтернативной асоциальному поведения. Связана с представлениями о замещающем эффекте девиации через формирование потребностей, приобщение к различным видам активности, творческой деятельности и пр.
  • Активизация личностных ресурсов. Связана с возможность самовыражения, участием в группах общения и личностного роста. Все эти меры способствуют активности личности, формируют устойчивость к деструктивным внешним воздействиям.
  • Минимизация негативных последствий асоциального поведения. Применяется в случае устойчиво сформированного асоциального поведения. Направлена на предупреждение рецидивов и их негативных последствий.

Чтобы профилактические мероприятия асоциального поведения подростка принесла максимум пользы, важно соблюдать такие принципы:

  • Комплексность. Предполагает влияние на различные ступени социального пространства, личности, семьи.
  • Адресность. Во время работы важно учитывать возрастные, половые, социально-психологические характеристики.
  • Массовость. Предпочтение отдается групповому формату работы.
  • Позитивность предоставляемой информации.
  • Сведение к минимуму негативных последствий.
  • Личная мотивация и максимальная ответственность участников.

Устремленность в будущее.

Автор материала:
Напреенко Глеб Владиславович

Рейтинг врача:

клинический психолог, психоаналитик

Работает с неврозами, тревожными расстройствами, фобиями, проблемами в любовной и сексуальной жизни, игроманией, с «трудными» подростками и детьми.

Записаться

Читайте также

18.05.23

Cеминар «Подростковые зависимости»

02.11.22

Стадии выздоровления от зависимости

22.09.22

Созависимость. Что делать?
Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.- лечение детской наркомании https://v-gotlib.ru/wp-content/themes/Gotlib/assets/img/icons/logo.svg Центр детско-юношеской аддиктологии В.Готлиб info@v-gotlib.ru +7 (495) 105-57-25
Серебряническая набережная, 27
Москва, 109028