Скажи, кто твой друг. Какое значение имеет окружение подростка

Часто можно услышать от родителей жалобы на «плохую компанию», которая негативно влияет на их ребенка. Справедливы ли опасения взрослых?
С одной стороны, конечно, да. Сверстники, их мнение, принятые в их среде нормы и правила, разумеется, оказывают огромное влияние на поведение подростка. Часто – решающее влияние. Такой это период – отношения в своей возрастной группе выходят на первый план, становятся важнейшими.
С другой стороны, подросток и только он выбирает себе компанию. В любой школе, классе, колледже всегда есть возможность решить с кем общаться близко, а с кем держать большую дистанцию. Окружение может быть более благоприятным для определенных задач развития или менее благоприятным. Есть классы, в которых большинство учеников ориентированы на учебу, и есть другие, где успехи в учебе не имеют значение, другие ценности определят статус и отношение одноклассников. Но выбор всегда делает каждый сам. Можно примкнуть к большинству, а можно к меньшинству. Как в первом, так и во втором случае.
Доверяют ли родители своему ребенку.
Его способности анализировать и трезво оценивать свои и чужие поступки. Его умению осознавать, когда он нуждается в помощи и обращаться за ней. Его возможности понять, что ему не подходит и отказаться от этого. Научился ли этому их сын или дочь. Помогли ли родители ему приобрести столь важные навыки.
Доверяет ли ребенок своим родителям.
Их готовности его слушать, понимать, интересоваться, а не только поучать, оценивать, отчитывать. Их способности спокойно и конструктивно разбирать сложившуюся ситуацию, а не впадать в панику или ярость. Их умению сочувствовать, делиться своим опытом, уважать и хранить чужие секреты. Их терпимости к ошибкам, несовершенствам, неудачам, желанию помогать и поддерживать в сложных обстоятельствах.
Если это доверие есть, любую ситуацию можно разрешить.
А доверие всегда процесс двусторонний.
И двусторонняя же ответственность.