Пубертатный криз. Бояться или переживать? - Детский наркологический центр | Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.

Пубертатный криз. Бояться или переживать?

11 мая 2020
Эксперты в статье

Источник

  • zen.yandex.ru
3 минуты чтения
Готлиб

В течение жизни мы все сталкиваемся с нормативными возрастными кризисами – различными по продолжительности переходами от одного этапа развития к другому, характеризующиеся бурными изменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Они связаны как с внутренними (биологическими) факторами развития, так и с внешними (социальными).

Поскольку нас интересует детско-юношеский период мы остановимся именно на периодах взросления.

В детском возрасте различают 3 критических периода:

Первый — от 2 до 4 лет, когда ребенок начинает проявлять стремление к самостоятельности, которое чаще всего истолковывается окружающими, как непослушание.
Второй — с 7 до 8 лет, возраст начала обучения – когда качественные перестройки созревания основных физиологических систем приходятся на период резкой смены социальных условий.
И наконец «великий и ужасный» — пубертатный! Он самый продолжительный, охватывает возрастной диапазон от 11 до 20—23 лет. Это период полового созревания, значительного повышения активности центрального звена эндокринной системы (гипоталамуса) и резких изменений взаимодействия подкорковых структур и коры больших полушарий. На этом фоне повышаются социальные требования к подросткам, что приводит к несоответствию функциональных возможностей организма социально-психологическим факторам.

Включает ранний пубертатный (подростковый), пубертатный и поздний пубертатный, или собственно юношеский, периоды.

Основными характеристиками, определяющими психические проявления пубертатного периода являются:

выраженная неустойчивость и противоречивость, приоритетность аффективной сферы;
стремление к самостоятельности, независимости с отвержением прежних авторитетов;
повышенный интерес к своему физическому и психическому Я с особой чувствительностью и ранимостью (по поводу каких-либо своих недостатков или несостоятельности), приводящих к фиксации в одних случаях на своих внешних данных, в других — на проблеме самосознания;
формирование сексуальных влечений.

При «нормальном» протекании криза наблюдаются искажения в различных сферах:

в поведенческой это избегания решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, однотипный способ реагирования на трудности, отсутствие критической оценки своих действий;
в аффективной — эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии;
в мотивационно-потребностной — потребность в свободе и при этом защищенности, принадлежности к референтной группе.

В течении пубертатного периода выделяют две фазы: «негативную» (12—15 лет) — фазу дезорганизации, выражающейся психической нестабильностью ( наиболее значима для выявления или начала психических расстройств) и «позитивную» (16—18 лет) — фаза стабилизации и гармонизации.

При патологическом течении может происходить смещение фаз во времени, нарушаться темп, выраженность подростковых психологических проявлений. Именно потому, благополучно пережив самый «опасный» подростковый возраст, родители могут столкнуться с проблемами позже в 18-20 лет.

При задержках развития негативная фаза, может захватывать не только весь период, соответствующий в норме позитивной фазе, но и продолжаться после 18 лет. При патологическом протекании негативной фазы даже в благоприятной среде значительно усиливается риск антиобщественного поведения, употребления наркотиков, совершения криминальных поступков.

Раннее и резкое выявление психологической кризовой симптоматики при длительном отсутствии тенденции к гармонизации психики обозначают как «хронический криз созревания». Девиантное (отклоняющееся) протеканию пубертатного криза, к которому относят: «дисгармонический» и «патологический пубертатный криз» следует отнести к компетенции психиатра и в этом случае возможно понадобится медикаментозное лечение.

В норме пубертатный криз, как и все остальные проходит, чему несомненно способствует гармоничный климат в семье!

Если Ваших сил и знаний недостаточно, чтобы пройти это непростое испытание вместе с подростком, вполне разумно обратиться за помощью к специалисту: врачу или психологу!

Записаться на консультацию к врачу




    Нажимая на кнопку "Отправить заявку" я подтверждаю свою дееспособность и что мои могут быть сохранены и обработаны
    Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.- лечение детской наркомании https://v-gotlib.ru/wp-content/themes/Gotlib/assets/img/icons/logo.svg Центр детско-юношеской аддиктологии В.Готлиб info@v-gotlib.ru +7 (495) 105-57-25
    Серебряническая набережная, 27
    Москва, 109028