Прописные истины
Прописные истины:
Собственно, об этом и будет моя статья.
20 лет я работаю с детьми и подростками аддикцией (зависимостью), много лет являлась руководителем детско-подросткового реабилитационного центра «КВАРТАЛ». При всем «богатстве» негативного жизненного опыта, мои пациенты все-таки остаются детьми. Поэтому в работе с ними широко использовались методы арттерапии, терапии творческим самовыражением, что ближе и понятнее ребенку, чем рациональные формы.
Порой удается таким образом добраться до тех глубинных проблем и травм, которые тщательно скрываются ребенком или подростком. Анализ сказки позволяет увидеть истинные переживания, которые нам, взрослым могут быть совсем неочевидны.
Предлагаю вам сказку моей пациентки из «обычной» семьи (сохранена стилистика автора!).
Сказка про Одиночество
Сказочник А.16 лет.
Жила – была в обычном городе Москве девочка Саша. Ей было всего 6 лет, когда с ней начали твориться необыкновенные вещи. Когда она видела с балкона у себя во дворе ребят и девчонок, она старалась как можно быстрее выйти на улицу, но когда Саша была уже там (т. е во дворе) происходила странная вещь…
Ребята–то все были на улице, и она их видела, но не ощущала их. Вместо всех она видела одну маленькую девочку. Девочка была ей ровесницей по виду и была такая незаметная, что ребята то и дело, не замечая, налетали на неё. Саша постоянно её видела, но не решалась подойти. Но вот, в один прекрасный день она подошла.
— Привет, как тебя зовут? – спросила Саша.
— Одиночество, а тебя?
— Саша… Странное у тебя имя. Необыкновенное.
— Почему? Самое нормальное.
Вот так и подружились Саша и Одиночество. И вот прошло уже 10 лет с их знакомства, а они дружили. Саше было грустно и скучно с её подругой Одиночеством, но не могла её бросить, и она еще заметила, что Одиночество появляется везде: когда Саша спит, когда в комнате одна, когда даже по детской дурости хотела порезать бритвой руки, но её «подружка» наоборот, в тот момент подстрекала.
А еще Одиночество имела непонятный вид: она была бледная, имела серые волосы и очень худое тело. Саше всегда хотелось, чтобы Одиночество, так как это была её единственная подруга, была цветная, более жизненная и вообще даже хотя бы улыбалась, и Саша неожиданно для себя нашла решение этой проблемы. Она пила пиво и пила его со своим Одиночеством.
В эти моменты Саша высказывала ей все: «какая я некрасивая», «как я не умею ничего делать», «что у меня нет друзей» и т.д. Но она никогда не говорила главную фразу, которая ей бы помогла помочь с сомнительной «подружкой» и с бедой, которая на нее опускалась. Сказав эти сокровенные слова и поняв их смысл, Саша освободилась бы от проклятия. Но всё шло вниз.
Саша замечала, что когда выпьет, то ее подружка становиться веселее, красивей, цветней, и это приносило радость. Но с каждым таким днем радости Саше каждый раз становилось хуже, а ее Одиночество переставало быть красивой после пива, Сашке надо было все больше и больше употреблять ради своей «подружки».
И чем бы это могло бы закончиться, если бы не Сашины родители вовремя не спохватились и не отправили ее в хороший Реабилитационный центр, где ей бы могли помочь. Там уже Саше направили на правильный путь, там уже ей подсказали волшебные слова, а они всего-то были «я одинокая, мне нужна помощь». Там же, в центре, она забыла про свою поганую подружку Одиночество.
Когда же Саша оттуда вышла, Одиночество ее больше не преследовало и у Саши больше не было проблем. У нее стало очень много друзей, которые всегда ей помогали и общались. После Одиночества Саша очень осторожно отнеслась к подруге Дружба… но все в скором времени устаканилось.
Вот такая сказочка с happy end! В реальности, к великому сожалению все получилось не так прекрасно.
Немного реальности…
Из истории болезни: Пациентка А. 16 лет
Диагноз клинический
Синдром зависимости, связанный с сочетанным употреблением нескольких ПАВ, средняя стадия, воздержание в условиях исключающих потребление.
Анамнез жизни
Родилась единственным ребенком. Посещала детский сад, с 7 лет пошла в школу. Окончила 9 классов, пошла в колледж, откуда была отчислена за прогулы. Живет с матерью и отчимом. Оба работают, материальное благосостояние достаточное, злоупотребления ПАВ не отмечается. Родной отец – инвалид, употребляет алкоголь, участия в воспитании дочери не принимает.
Анамнез заболевания
Курит с 9 лет (в настоящее время до 2 пачек сигарет в день). Нарушения поведения с 12 лет, ухудшение учебы, конфликты в семье. С 13 лет, употребляет алкоголь. 2-3 раза в неделю. С 12 до 13 лет около года принимала лекарственные препараты в дозах, превышающих допустимые практически ежедневно. В 13 лет попробовала коноплю, героин. Сразу понравилось, до 14 лет употребляла героин «чтобы радость получить».
В 14 лет «надоело», решила прекратить. Продолжила употребление в связи с выраженной абстиненцией. Пробовала кустарно приготовленные наркотики. Прием ПАВ был беспорядочным. Продолжала периодически выпивать, курила постоянно каннабиноиды. В течение 2 лет дважды лечилась. Трижды были постинъекционные абсцессы на ногах с хирургическим вмешательством. Ремиссии после лечения не было. Ворует телефоны.
Общее состояние удовлетворительное. На коже множественные старые следы от порезов в области обоих предплечий; множественные следы от инъекций в области локтевых сгибов, пальцев и кистей рук.
Психическое состояние
Неопрятна. Общается охотно, несколько навязчива, при этом капризна, демонстративна. Речь растянутая, голос громкий. Ведет себя развязно. Эмоциональный фон неустойчив, раздражительна, периодически озлобляется. Невыдержанна, есть трудности в общении с людьми, очень обидчива, «никому не доверяет». Мышление последовательно, темп снижен. Память снижена. Критика к употреблению ПАВ отсутствует. Установка на лечение формальная, с вызовом заявляет, что «сбежит, когда захочет», хотя тут же с грустью и злобой поправляется, что «бежать некуда».
Психологическое заключение
Развитие познавательных процессов неравномерно. Повышение уровня тревожности, высокий уровень агрессии. Актуальное эмоциональное состояние – протестная реакция в ситуации выраженной эмоциональной напряженности. Отмечается наличие проявлений социальной дезадаптации. Эмоциональная неустойчивость, повышенная раздражительность в ответ на ситуацию, нарушающую покой и затрудняющую контакты. Действия непродуманы. Отчаянные поиски выхода из ситуации трудно прогнозируемы и могут проявиться в аутоагрессивной форме и других иррациональных поступках на фоне сниженного инстинкта самосохранения.
В отделении адаптировалась в коллективе быстро. Открыто претендует на роль лидера в коллективе, крайне раздражительно относится к любой критике в свой адрес, избирает авторитарный стиль общения, к замечаниям со стороны сверстников относится нетерпимо, обесценивает.
Участие родственников в реабилитации
Отсутствует.