Подросток и пустота - Детский наркологический центр | Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.

Подросток и пустота

1 мая 2020
Эксперты в статье

Источник

  • zen.yandex.ru
2 минуты чтения
Готлиб

Уже примерно месяц мы живем в режиме самоизоляции (кто-то больше, кто-то меньше).

Возможно, в начале перспектива посидеть дома, сделать дела, на которые раньше не хватало времени многих из нас очень даже обрадовала! И вот квартира убрана, шкафы разобраны! Что дальше? Лично мне казалось, что я сверну горы. Сейчас смотрю вокруг и вижу те же горы. А у меня нет сил их покорять. Хотя вроде и не работаю так, как раньше и нагрузки меньше, а сил нет.

Причина этому неопределенность, тревога, страх. Конечно, у всех по-разному. Но согласитесь, что многие из нас сейчас переживают снижение активности и возможно желание спрятаться, отгородиться от реальности.

На «помощь» приходят соцсети, сериалы, реже книги, алкоголь (остановимся на этом).

И это очень похоже на то, что переживает человек в период перехода из детства в непонятную и пугающую «взрослую жизнь». Период «злополучного» переходного возраста. Что будет со мной дальше? Каким я буду? Как сложится моя жизнь?

Несомненно, «карантин» рано или поздно закончится, и мы снова заживем нашей привычной, наполненной жизнью: работа, друзья, театры, спорт и т.д. (список может меняться). Но мы уже успели наполнить всем этим свою жизнь, а у подростка еще очень много незаполненного пространства. И его-то, эту пустоту заполняют те самые соцсети, сериалы, алкоголь ну и в самых тяжелых случаях наркотики.

Но я сейчас не о том, как и чем заполнять эту пустоту. Сейчас о том, как использовать свой сегодняшний опыт апатии в выстраивании общения с ребенком, как реагировать на его ничегонеделание и зависание в телефоне.

Представим, что в конце месяца самоизоляции мы взрослые смотрим уже 8 (15,27 и т.д.) серию второго (третьего, пятого и т.д) сезона сериала и нам интересно. Вдруг приходит наша мама, жена, теща и т.д. и говорит: «прекращай смотреть свой тупой сериал и иди: помой окна, выброси мусор ….» список можно продолжать. Как мы отреагируем? Как быстро оторвемся от увлекательного занятия? И что почувствуем в этот момент?

Или придет наш ребенок и предложит заняться тем, что ему в этот момент интересно. В зависимости от возраста это может быть предложение поиграть в прятки или вопрос по алгебре или еще что-то из его жизни. Вопросы к себе смотри выше!

Теперь, если Вы честно ответили на эти вопросы, надеюсь Вы понимаете, что происходит с вашим ребенком и сможете проявить чуть больше терпимости и уважения к нему. Несомненно, если ребенок вообще ничего не делает и проводит все время в телефоне – это плохо, но решить эту задачу окриками или скандалами вряд ли возможно. Эта ситуация явно возникла не вчера. Она просто обострилась в связи с «расширением пустоты».

Сейчас вы получили счастливую возможность немного «отстроить» ваши отношения, наладить контакт, попробовать найти точки соприкосновения с ребенком. 24 часа вы рядом, но вместе ли?

Предлагаю начинать очень аккуратно, тактично, не обижаясь на отказ формировать совместное времяпрепровождение. Это может быть совместная еда (к этому надо стремиться), ее приготовление, просмотр фильмов, настольные игры ( не только с детьми младшего возраста), уборка на общих территориях. Даже выполнение каких-то рабочих заданий одновременно с занятиями ребенка в школе.

Уверена, что в большей или меньшей степени это вполне достижимо. Важно только запастись терпением и если ваше предложение не вызовет радости и поддержки у подростка, и на первый и на третий раз, стоит проявить терпимость и сдержанность. Старайтесь менять свои предложения, дозируйте их. Не повторяйте бесконечно одно и тоже, но будьте последовательны например в определенных временных рамках (завтрак-обед-ужин). Услышав отказ, не обрушивайтесь с претензиями: я готовлю, а тебе наплевать! Или: это не ресторан! Или: все остынет! Ну прочее в таком духе.

Это старая, скорее всего неработающая стратегия. Нужна новая.

И пожалуйста не используйте любой контакт с ребенком, чтобы прочитать ему нотацию или напомнить, как важно сейчас хорошо учиться. Отделите «мух от котлет»! Наслаждайтесь общением с ребенком! Цените и отмечайте любое его стремление к общению! Поощряйте словами и благодарите его! А на разбор полетов нужно выделить другое время.

В общем это для Вас работа! Вам и решать справитесь или нет. Но возможно больше шанса не представится…

Записаться на консультацию к врачу




    Нажимая на кнопку "Отправить заявку" я подтверждаю свою дееспособность и что мои могут быть сохранены и обработаны
    Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.- лечение детской наркомании https://v-gotlib.ru/wp-content/themes/Gotlib/assets/img/icons/logo.svg Центр детско-юношеской аддиктологии В.Готлиб info@v-gotlib.ru +7 (495) 105-57-25
    Серебряническая набережная, 27
    Москва, 109028