Одиночество - Детский наркологический центр | Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.

Одиночество

9 апреля 2020
Эксперты в статье

Источник

  • zen.yandex.ru
4 минуты чтения
Готлиб

Одиночество. Что может быть страшнее для человека?

Когда ребенок появляется, мы обязательно находим время для игр и общения и для каждой мамы это естественно. Но наступает момент, когда мы перестаем считать это абсолютно необходимым. Начинается школа, и мы видим свою роль в том, чтобы делать уроки, проверять домашнее задание и на игры уже нет времени. А потом исчезает и общение: «У него (нее) свои интересы! А мне некогда: готовка, уборка, работа».

Но какова мера ответственности самого родителя? Наркоманами и алкоголиками не рождаются — ими становятся и, я бы сказала, воспитываются. И пока родитель не поймет меры своей ответственности, ребенку будет очень трудно взрослеть.

В беседе с родителями я часто слышу: «Я все для него (или нее) делаю — кормлю, пою, обуваю, одеваю! Что еще нужно! А он………!»

Почти никогда не говорят – люблю, уважаю. А ведь это необходимо и ребенку и подростку.

Поразительно, что каждый из нас пережил подростковый возраст, но многие совершенно забыли, как тяжело и страшно нам было переживать этот переход от детства к «взрослости». Не случайно его именуют «подростковым кризисом». Вспомните, собственные мысли о своей ненужности, непонятости. Представьте ту «гормональную бурю», которая делала Вас, то раздражительными, порой агрессивными, то тоскливо-отрешенными.

Что же формирует у ребенка ощущение ненужности и одиночества? И что в конечном итоге побуждает к употреблению ПАВ, чтобы «раскрасить свою жизнь»?

Мне некогда! Наша «занятость», а возможно, нежелание отвлечься от чего-то, что кажется важным, необходимым – работа, домашние дела, личная жизнь. И тогда мы «жертвуем» ребенком, игнорируем его «дурацкие вопросы», не слушаем его «малоинтересные рассказы». А он старается обратить внимание на себя любой ценой — даже плохими поступками.

Мама знает лучше! Гиперопека, т.е. недоверие, тотальный контроль и неспособность делегировать ребенку какую-либо ответственность за принятие решения. Это формирует инфантильность, отсутствие интересов, «ведомость» и «Здравствуй плохая компания»!

Посмотри на Васю (Машу и т.д.)! Вот он, какой молодец! А ты даже….. не можешь! Сравнение с другими. В подростковом возрасте это воспринимается особенно болезненно, снижает самооценку. И он доказывает нам, что он действительно плохой, самый плохой, хуже всех.

Ну и, конечно, страх! Страх наказания, страх не оправдать мамины или папины надежды, страх отвержения «Будешь плохо себя вести – отдам тебя …….(другой тете, милиционеру, в детский дом,….)! и т.д. А это очень тяжелое чувство, с которым невыносимо жить. Он порождает ложь, скрытность, стремление к болезненному самоутверждению.

Вот мои рекомендации родителям, которые не хотят, что бы их дети попали в число моих пациентов:

Говорить о своих чувствах.
Ставлю на первое место. Здесь важно познакомиться с понятием Алекситимия (от греч. а — отсутствие, lexis — слово, thymos — чувство) характеризуется затруднением или неспособностью человека точно описать собственные эмоциональные переживания и понять чувства другого человека, трудностями определения различий между чувствами и телесными ощущениями, фиксацией на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям. Все подростки алекситимики. Они часто не осознают, что с ними происходит. А тут еще правила алекситимичных взрослых: «нельзя злиться», «надо быть интеллигентным(ой), «мужчины не плачут», «нельзя быть истеричной», «нельзя грубить старшим», надо быть выдержанным(ой), и т.д. И как следствие:

Снять запрет на проявление своих чувств.
Контролировать удается только слабые чувства и эмоции. Они запоминаются, накапливаются, что приводит к так называемым аффективным реакциям, когда на незначительное событие вдруг следует взрыв чувств и эмоций, явно неадекватно ситуации. Это может быть что угодно: слезы, крик, ругань, уходы из дома с хлопаньем дверью, драка и т.д. Когда это состояние проходит, подросток понимает, что событие не стоило той реакции, которую он выдал. Ему становится стыдно, беспокоит чувство вины за произошедшее. Страх и вина формируют замкнутый круг, с каждым оборотом которого конфликт нарастает.

Понятна идея избегать проживания неприятных чувств.
Зачем нужно гнев, зависть, злость, печаль, стыд? Они только делают жизнь тяжелее, поэтому, кажется, хорошо бы от них избавится. Однако они существуют и значит их надо уметь проживать. Задача родителей научиться самим и научить ребенка проявлять свои «отрицательные» чувства конструктивно, а не деструктивно. И здесь, самое простое их просто проговорить: «Сейчас я злюсь» или « Когда ты говоришь со мной в таком тоне мне обидно». Важно не только приучить себя высказываться в такой форме, но и выслушивать это от ребенка.

Снять запрет на проявление своих чувств.
Говорить о поступке, а не о ребенке. Сравните: «ты плохой, грубый, непослушный» или «мне не нравится, когда ты грубишь и не слушаешь меня». Предлагаю выбрать именно второй вариант. Своевременная сепарация, т.е. разделение матери и ребенка.

Местоимение «мы» должно с определенного возраста разделяться на «ты» и «я».
Крайне странно слышать от матери: «Мы не ходим в школу уже месяц» или «Мы пьем пиво в подъезде». Но главное! Дайте ребенку право на ответственность. Не бойтесь наделять ребенка возможностью делать выбор и приобретать жизненный опыт. И не забывайте Хвалить!

Не забывать о проявлениях своей любви.
Разумеется в адекватных формах и количествах. Согласно «Теории объятий» Вирджинии Сэтир: « Чтобы ребенок рос здоровым и уверенным в себе, ему необходимо восемь объятий ежедневно. Нам нужно по четыре объятия в день для выживания. Нам нужно по восемь объятий в день для поддержки. Нам нужно по двенадцать объятий в день для роста». Однако подумайте, сколько объятий выдержит Ваш ребенок.

Быть последовательным.
Ребенку нужна не только поддержка но и опора, т.е. те представления и понятия, на которые он может опираться, что бы устоять в водовороте подростковости. Обещая поощрение или наказание, сделайте все возможное, чтобы его исполнить. Или не говорите об этом вовсе. Поступок — последствие. Рекомендую, кстати, заменить им слово наказание.

Стараться ориентироваться в современных тенденций молодежной культуры.
Смотреть вместе фильмы, которые выбирает ребенок, слушать его музыку, не считая ее тупой и громкой, читать общие книги (если это принято в семье). Ну и сакраментальный вопрос: Как вовремя распознать, что ребенок употребляет ПАВ? По моему опыту, родители чаще всего узнают обо всем последними. Зрачки не оправдывают наших надежд, во-первых это можно не увидеть, во-вторых подростки изобретают всевозможные способы их скрыть от темных очков до закапывания в глаза различных капель.

Внимательное отношение к ребенку – вот что может помочь родителям заметить, что с с ним что-то происходит. В ме­дицине есть такое понятие — «онкологическая настороженность», т.е. врач лю­бой специальности любого лечебно-профилактического учреждения должен при осмотре пациента исключить симптомы, подозрительные на онкологиче­скую патологию. Если поведение ребенка меняется, появляются несвойственные ему черты следует проявить, я бы сказала наркологическую настороженность.

Поговорите с ребенком!

Или хотя бы просто обратите на него внимание!

Записаться на консультацию к врачу




    Нажимая на кнопку "Отправить заявку" я подтверждаю свою дееспособность и что мои могут быть сохранены и обработаны
    Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.- лечение детской наркомании https://v-gotlib.ru/wp-content/themes/Gotlib/assets/img/icons/logo.svg Центр детско-юношеской аддиктологии В.Готлиб info@v-gotlib.ru +7 (495) 105-57-25
    Серебряническая набережная, 27
    Москва, 109028