Об одиночестве - Наркологический центр В. Я. Готлиб

Об одиночестве

20 лет я работаю с детьми и подростками аддикцией (зависимостью), много лет являлась руководителем детско-подросткового реабилитационного центра «КВАРТАЛ». При всем «богатстве» негативного жизненного опыта, мои пациенты все-таки остаются детьми.  Поэтому  в работе с  ними широко использовались методы арттерапии, терапии творческим самовыражением, что ближе и понятнее ребенку, чем рациональные формы.

Прописные истины.

  1. Детей надо любить
  2. С детьми надо находиться в контакте.

Сказкотерапия — это направление
психотерапии, использующее придуманные истории (сказки, притчи) для достижения
терапевтического эффекта. Использование сказки позволяет обойти психологическое
сопротивление ребенка.
Он получает возможность рассказать о своих чувствах и переживаниях, не боясь
реакции окружающих, т.к. говорит не о себе, а о некоем сказочном герое.

Порой удается таким образом добраться до тех глубинных проблем и травм, которые тщательно скрываются ребенком или подростком. Анализ сказки позволяет увидеть истинные переживания, которые нам, взрослым могут быть совсем неочевидны.

Предлагаю вам  сказку  моей пациентки из  «обычной» семьи (сохранена стилистика автора!)

Обращайтесь к квалифицированным специалистам, работающим именно с этой возрастной группой, так Вы повысите шанс получить качественную и точную информацию о состоянии Вашего ребенка. А по необходимости и всю необходимую медико-психологическую помощь в реабилитации.
Сказка про Одиночество

Сказочник
и художник А.16 лет.

Жила –
была в обычном городе Москве девочка
Саша. Ей было всего 6 лет, когда с ней начали твориться необыкновенные
вещи. Когда она видела с балкона у себя во дворе ребят и девчонок, она
старалась как можно быстрее выйти на улицу, но когда Саша была уже там (т. е во
дворе) происходила странная вещь… Ребята–то все были на улице, и она их видела,
но не ощущала их. Вместо всех она видела одну маленькую девочку. Девочка была
ей ровесницей по виду и была такая незаметная, что ребята то и дело, не замечая,
налетали на неё. Саша постоянно её видела, но не решалась подойти. Но вот, в один
прекрасный день она подошла.

-
Привет, как тебя зовут? – спросила Саша.

- Одиночество, а
тебя?

- Саша… Странное
у тебя имя. Необыкновенное.

- Почему? Самое
нормальное.

Вот так
и подружились Саша и Одиночество. И вот прошло уже 10 лет с их знакомства, а
они дружили. Саше было грустно и скучно с её подругой Одиночеством, но не могла
её бросить, и она еще заметила, что Одиночество появляется везде: когда Саша
спит, когда в комнате одна, когда даже по детской дурости хотела порезать
бритвой руки, но её «подружка» наоборот, в тот момент подстрекала.

А еще
Одиночество имела непонятный вид: она была бледная, имела серые волосы и очень
худое тело. Саше всегда хотелось, чтобы Одиночество, так как это была её
единственная подруга, была цветная, более жизненная и вообще даже хотя бы
улыбалась, и Саша неожиданно для себя нашла решение этой проблемы. Она пила
пиво и пила его со своим Одиночеством.
В эти моменты Саша высказывала ей все: «какая я некрасивая», «как я не умею
ничего делать», «что у меня нет друзей» и т.д. Но  она никогда не говорила главную фразу,
которая ей бы помогла помочь с сомнительной «подружкой» и с бедой, которая на
нее опускалась. Сказав эти сокровенные слова
и поняв их смысл, Саша освободилась бы от проклятия. Но всё шло вниз.

Саша замечала, что когда выпьет, то ее подружка становиться веселее,
красивей, цветней, и это приносило радость. Но с каждым таким днем радости Саше каждый раз становилось
хуже, а ее Одиночество переставало быть красивой после пива, Сашке надо было
все больше и больше употреблять ради своей «подружки». И чем бы это могло бы
закончиться, если бы не Сашины родители вовремя не спохватились и не отправили
ее в хороший Реабилитационный центр, где ей бы могли помочь. Там уже Саше
направили на правильный путь, там уже ей подсказали волшебные слова, а они
всего-то были «я одинокая, мне нужна помощь».
Там же,вцентре, она забыла про свою поганую подружку Одиночество.

Когда же Саша оттуда вышла, Одиночество ее больше не преследовало и у Саши больше не было проблем. У нее стало очень много друзей, которые всегда ей помогали и общались. После Одиночества Саша очень осторожно отнеслась к подруге Дружба… но все в скором времени устаканилось.

Вот такая сказочка с happy end! В реальности, к великому сожалению все получилось не так прекрасно.

Немного реальности…

Записаться на консультацию к врачу




    Нажимая на кнопку "Отправить заявку" я подтверждаю свою дееспособность и что мои персональные данные могут быть сохранены и обработаны
    Из истории болезни: Пациентка А. 16 лет

    Диагноз клинический:
    Синдром зависимости, связанный с сочетанным
    употреблением нескольких ПАВ, средняя стадия, воздержание в условиях
    исключающих потребление.

    Анамнез жизни:

    Родилась единственным
    ребенком. Посещала детский сад, с 7 лет пошла в школу.

    Окончила 9 классов, пошла в колледж, откуда была отчислена за прогулы. Живет с матерью и отчимом. Оба работают , материальное благосостояние достаточное, злоупотребления ПАВ не отмечается. Родной отец – инвалид, употребляет алкоголь, участия в воспитании дочери не принимает.

    Анамнез заболевания:

    Курит с 9 лет (в настоящее время до 2 пачек сигарет в день).  Нарушения поведения с 12 лет, ухудшение учебы, конфликты в семье. С 13 лет, употребляет алкоголь. 2-3 раза в неделю. С 12 до 13 лет около года принимала лекарственные препараты в дозах, превыщающих  допустимые практически ежедневно. В 13 лет попробовала коноплю,   героин. Сразу понравилось, до 14 лет употребляла героин «чтобы радость получить». В 14 лет «надоело», решила прекратить. Продолжила употребление в связи с выраженной абстиненцией. Пробовала кустарно приготовленные наркотики. Прием ПАВ был беспорядочным. Продолжала периодически выпивать, курила постоянно каннабиноиды.  В течение 2 лет дважды лечилась.  Трижды были постинъекционные абсцессы на ногах с хирургическим вмешательством. Ремиссии после лечения не было.  Ворует телефоны.

    Общее состояние удовлетворительное. На коже множественные старые следы от порезов в области обоих предплечий; множественные следы от инъекций в области локтевых сгибов, пальцев и кистей рук.

    Психическое состояние: Неопрятна. Общается охотно, несколько навязчива, при этом капризна, демонстративна. Речь растянутая, голос громкий.  Ведет себя развязно. Эмоциональный  фон неустойчив, раздражительна, периодически озлобляется.  Невыдержанна, есть трудности в общении с людьми, очень обидчива, «никому не доверяет». Мышление последовательно, темп  снижен. Память снижена. Критика к употреблению ПАВ отсутствует.   Установка на лечение формальная, с вызовом заявляет, что «сбежит, когда захочет», хотя тут же с грустью и злобой поправляется, что «бежать некуда».

    Психологическое заключение: Развитие познавательных процессов неравномерно. Повышение уровня тревожности, высокий уровень агрессии. Актуальное эмоциональное состояние – протестная реакция в ситуации выраженной эмоциональной нап­ряженности. Отмечается наличие проявлений социальной дезадаптации. Эмоциональная неустойчивость, повышенная раздражительность в ответ на ситуацию, нарушающую покой и затрудняющую контакты. Действия непродуманы. Отчаянные поиски выхода из ситуации трудно прогнозируемы и могут проявиться в аутоагрессивной форме и других иррациональных поступках на фоне сниженного инстинкта самосохранения.

    В отделении адаптировалась в коллективе быстро. Открыто претендует на роль лидера в коллективе, крайне раздражительно относится к любой критике в свой адрес, избирает авторитарный стиль общения, к замечаниям со стороны сверстников относится  нетерпимо,  обесценивает.

    Участие родственников в реабилитации: отсутствует.

    Одиночество. Что может быть страшнее для человека?

    Когда ребенок появляется, мы обязательно находим время для игр и общения и  для каждой мамы это естественно. Но наступает момент, когда мы перестаем считать это абсолютно необходимым.  Начинается школа, и мы видим свою роль в  том, чтобы делать уроки, проверять домашнее задание и на игры уже нет времени. А потом исчезает и общение: «У него (нее) свои интересы! А мне некогда: готовка, уборка, работа».

    Но  какова мера ответственности самого родителя? Наркоманами и алкоголиками не рождаются - ими становятся и, я бы сказала, воспитываются. И пока родитель не поймет меры своей ответственности, ребенку будет очень трудно взрослеть.

    В беседе с родителями я часто слышу: «Я все для него (или нее) делаю - кормлю, пою, обуваю, одеваю! Что еще нужно! А он………!»

    Почти никогда не говорят – люблю, уважаю. А ведь это необходимо и ребенку и подростку.

    Поразительно, что каждый из нас пережил подростковый возраст, но многие совершенно забыли, как тяжело и страшно нам было переживать этот переход от детства к «взрослости». Не случайно его именуют «подростковым кризисом». Вспомните, собственные мысли  о своей ненужности, непонятости,. Представьте ту «гормональную бурю», которая делала Вас, то раздражительными, порой агрессивными, то тоскливо-отрешенными.

    Что же формирует у ребенка ощущение ненужности и одиночества? И что в конечном итоге побуждает к употреблению ПАВ, чтобы «раскрасить свою жизнь»?

    • Мне некогда! Наша «занятость»,  а возможно,  нежелание отвлечься от чего-то, что кажется важным, необходимым – работа, домашние дела, личная жизнь. И тогда мы «жертвуем» ребенком, игнорируем его «дурацкие вопросы»,  не слушаем его «малоинтересные рассказы».  А он старается обратить внимание на себя любой ценой - даже плохими поступками.
    • Мама знает лучше! Гиперопека, т.е. недоверие, тотальный контроль и неспособность делегировать ребенку какую-либо ответственность за принятие решения. Это формирует инфантильность,  отсутствие интересов, «ведомость» и «Здравствуй плохая компания»!
    • Посмотри на Васю (Машу и т.д.)! Вот он, какой молодец! А ты даже….. не можешь! Сравнение с другими. В подростковом возрасте это воспринимается особенно болезненно, снижает самооценку. И  он доказывает нам, что он действительно плохой, самый плохой, хуже всех.
    • Ну и, конечно, страх! Страх наказания, страх не оправдать мамины или папины надежды, страх отвержения «Будешь плохо себя вести – отдам тебя …….(другой тете, милиционеру, в детский дом,….)! и т.д.  А это очень тяжелое чувство, с которым невыносимо жить.   Он порождает ложь, скрытность, стремление к болезненному самоутверждению.

    Вот мои рекомендации родителям, которые не хотят, что бы их дети попали в число моих пациентов.

    • Говорить
      о своих чувствах.
      Ставлю на первое место.  Здесь важно познакомиться с
      понятием Алекситимия (от греч. а - отсутствие, lexis - слово, thymos -
      чувство)  характеризуется затруднением или неспособностью человека точно описать
      собственные эмоциональные переживания и понять чувства другого человека,
      трудностями определения различий между чувствами и телесными ощущениями,
      фиксацией на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям.
      Все
      подростки алекситимики. Они  часто не осознают, что с  ними происходит. А тут еще правила алекситимичных
      взрослых: "нельзя злиться", "надо быть интеллигентным(ой),
      "мужчины не плачут", "нельзя быть истеричной", "нельзя
      грубить старшим", надо быть выдержанным(ой), и т.д. И как следствие:
    • Снять
      запрет на проявление своих чувств.
      Контролировать удается только слабые
      чувства и эмоции. Они запоминаются, накапливаются, что приводит к так
      называемым аффективным реакциям, когда на незначительное событие вдруг следует
      взрыв чувств и эмоций, явно неадекватно ситуации. Это может быть что угодно:
      слезы, крик, ругань, уходы из дома с хлопаньем дверью, драка и т.д. Когда это
      состояние проходит, подросток понимает, что событие не стоило той реакции,
      которую он выдал. Ему становится стыдно, беспокоит чувство вины за
      произошедшее. Страх  и вина формируют
      замкнутый круг, с каждым оборотом которого конфликт нарастает. Понятна идея
      избегать проживания неприятных чувств. Зачем нужно гнев, зависть, злость,
      печаль, стыд? Они только делают жизнь тяжелее, поэтому,  кажется, хорошо бы от них избавится. Однако
      они существуют и значит  их надо уметь
      проживать. Задача родителей научиться самим и научить ребенка проявлять свои
      «отрицательные» чувства конструктивно, а не деструктивно. И здесь, самое
      простое их просто проговорить: « Сейчас я злюсь» или « Когда ты говоришь со
      мной в таком тоне мне обидно».  Важно не
      только приучить себя высказываться в такой форме, но и выслушивать это от
      ребенка.
    • Говорить о поступке, а не о ребенке.
      Сравните: «ты плохой, грубый, непослушный» или «мне не
      нравится, когда ты грубишь и не слушаешь меня». Предлагаю выбрать именно
      второй вариант.
    • Своевременная сепарация, т.е.
      разделение матери и ребенка.

    Местоимение
    «мы» должно с определенного возраста разделяться на «ты» и «я».  Крайне странно слышать от матери: «Мы не
    ходим в школу уже месяц» или «Мы пьем пиво в подъезде». Но главное! Дайте
    ребенку право на ответственность. Не бойтесь наделять ребенка возможностью
    делать выбор и приобретать жизненный опыт. И не забывайте Хвалить!

    • Не забывать о проявлениях своей любви. Разумеется в адекватных формах и количествах. Согласно «Теории объятий» Вирджинии Сэтир: « Чтобы ребенок рос здоровым и уверенным в себе, ему необходимо восемь объятий ежедневно. Нам нужно по четыре объятия в день для выживания. Нам нужно по восемь объятий в день для поддержки. Нам нужно по двенадцать объятий в день для роста». Однако подумайте, сколько объятий выдержит Ваш ребенок.
    • Быть последовательным. Ребенку нужна не только поддержка но и опора, т.е. те представления и понятия, на которые он может опираться, что бы устоять в водовороте подростковости. Обещая поощрение или наказание,  сделайте все возможное, чтобы его исполнить. Или не говорите об этом вовсе. Поступок- последствие.  Рекомендую, кстати, заменить им слово наказание.
    • Стараться ориентироваться в современных тенденций молодежной культуры. Смотреть вместе фильмы, которые выбирает ребенок, слушать его музыку, не считая ее тупой и громкой, читать общие книги (если это принято в семье).

    Ну и сакраментальный вопрос: Как вовремя распознать, что ребенок употребляет ПАВ? По моему опыту, родители чаще всего узнают обо всем последними. Зрачки не оправдывают наших надежд, во-первых это можно не увидеть, во-вторых подростки изобретают всевозможные способы их скрыть от темных очков до закапывания в глаза различных капель.

    Внимательное отношение к ребенку – вот что может помочь родителям заметить, что с с ним что-то происходит.  В ме­дицине есть такое понятие - "онкологическая настороженность", т.е. врач лю­бой специальности любого лечебно-профилактического учреждения должен при осмотре пациента исключить симптомы, подозрительные на онкологиче­скую патологию. Если поведение ребенка меняется, появляются несвойственные ему черты следует проявить, я бы сказала наркологическую настороженность.

    Поговорите с ребенком!

    Или хотя бы просто обратите на него внимание!

    Готлиб В.Я.

    Еще больше статей и видео можно посмотреть на нашем канале в Дзене!Подписывайтесь и не пропустите свежие статьи.

    https://zen.yandex.ru/id/5e626c830da66b2a81387002

    Автор материала:
    Готлиб Вероника Яковлевна

    Рейтинг врача:

    Врач — психиатр-нарколог высшей категории

    В течение многих лет ведет практическую лечебную работу, является одним из авторов программы абилитации несовершеннолетних с наркологическими заболеваниями и разработчиком «Регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления и организации работы с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры»

    Записаться

    Читайте также

    18.05.23

    Cеминар «Подростковые зависимости»

    02.11.22

    Стадии выздоровления от зависимости

    22.09.22

    Созависимость. Что делать?
    Клиника аддиктологии Готлиб В.Я.- лечение детской наркомании https://v-gotlib.ru/wp-content/themes/Gotlib/assets/img/icons/logo.svg Центр детско-юношеской аддиктологии В.Готлиб info@v-gotlib.ru +7 (495) 105-57-25
    Серебряническая набережная, 27
    Москва, 109028